Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 06:58:39
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика

Донская икона Божьей Матери

Календарь

«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Поиск

Друзья сайта

Главная » 2018 » Апрель » 12 » СПРАВКА О КАЗАЧЕСТВЕ
22:13:05
СПРАВКА О КАЗАЧЕСТВЕ

АРХАНГЕЛЬСКОЕ  ГОРОДСКОЕ  КАЗАЧЬЕ ОБЩЕСТВО

                                       

СПРАВКА О КАЗАЧЕСТВЕ

 

Для понимания, что же такое казачество и кто такие казаки хочется привести несколько точек зрения (определений), которые лучше помогут понять и оценить это явление в мировой истории, истории России, его место и значение в сегодняшний трудный период, переживаемый нашим отечеством.

Этноним термина «казак» - слово имеет тюркское происхождение и в переводе с древнетюркского слово «казак» переводится как «свободные», «вольные», «отделившиеся люди», «храбрые свободолюбивые люди», «удалые воины». (Массовое распространение получил этот термин в 15 веке, хотя использовался и задолго до этого).

Казаки (козаки) – субэтническая группа преимущественно восточных славян, проживающая в южных степях Восточной Европы, в частности, России, Казахстана и Украины (определение, часто встречающееся в современной литературе).

Казачество – этническая, социальная и историческая общность, объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы своих народов в единое целое. Российское законодательство до 1917 года рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество определяли как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного славянско-тюрского происхождения. Последняя версия усиленно разрабатывалась в 20 веке казачьими историками-эмигрантами.

Понимание отношения советской власти к казачеству может дать определение, данное ему одним из руководителей советского государства Л.Д. Троцким (Бронштейном):

«Казаки – единственная часть русской нации, способная к самоорганизации. По этой причине они должны быть уничтожены поголовно».

Как разнится это определение с современным понятием казачества, «выстраданным» многими современными историками после краха советской власти.

Российское казачество – это ни что иное, как деятельное практическое воплощение русской идеи в противоборстве с окружающими враждебными силами. В разные исторические эпохи  это воплощение может быть разным, соответственно новым задачам, вызовам и угрозам российской государственности. (М. Назаров «Спецназ» Третьего Рима»).

Казачество – это самоорганизующаяся, выработавшая особенный жизненный и служебный уклад, наиболее деятельная, мужественная и жертвенная часть богоносного русского народа, которой досталась миссия служения Божию замыслу о России как о Третьем Риме, удерживающем мировое зло. (М. Назаров «Спецназ» Третьего Рима»).

Тема борьбы добра со злом поднималась святейшим патриархом Всея Руси Кириллом на его встрече с общественностью г. Архангельска во время его визита в наш город в августе 2009 года.

А вот как определяют себя сами казаки:

Казачество – братство людей, объединенным особым состоянием духа и сознания, нравственности и морали.

Казаки – народ, имеющий свою культуру, историю и память.

В казачестве общее всегда было выше личного. Казаки всегда служили родной земле – Святой Руси, своему Народу и своему Государству.

Казаки – это потомки и наследники первопроходцев, сотворивших Россию (Ермак Тимофеевич, Василий Поярков, Семен Иванович Дежнев, Владимир Васильевич Атласов, Георгий Яковлевич Седов, Хабаров, Баранов и т.д.), кстати многие из них являются уроженцами Сольвычегодска .

Превыше всего в Казачестве всегда была КАЗАЧЬЯ ВОЛЯ и НАРОДОПРАВСТВО.

Исходя из этого, становятся понятными слова, сказанные покойным патриархом Алексием II: «Русская православная церковь, как и вся Россия, с надеждой смотрит ныне на возрождение казачества, веря в то, что возрождается не только форма, но и духовная основа «православного рыцарства».

Логическим продолжением этому видится заявление патриарха Кирилла на выездном заседании Совета по делам казачества при президенте РФ, сделанное 14.10.2009 года в г. Новочеркасске: «Я принял решение взять под особое патриаршее водительство казачье сообщество России. На кого же опираться церкви, как не на вас!»

 

Происхождение казачества

 

Существует множество теорий происхождения казачества. Рассмотрим некоторые из них:

- А.А. Гордеев, автор «Истории казаков» возводит происхождение казачества к взимаемой Золотой Ордой с покоренной Руси «дани кровью» - «тамги». Забираемые в Орду русские юноши использовались для охраны границ и несения службы, воспринимая уже готовые формы организации монголов и половцев.

- По мнению российского историка Р. Скрынникова, казачество возникло из слияния русских переселенцев с населением татарских станиц в степях.

- Л.Н. Гумилев неоднократно подчеркивал происхождение терских казаков от хазар-христиан, а в целом возводит казачество к крестившимся половцам.

- И.Я. Куценко считает, что казачество это своеобразная и «самобытная народная демократия..., превратившаяся в служилое сословие».

- В.П. Трут считает принадлежность казачества к самостоятельной этнической группе и его характеристику как этноса (народа) вполне оправданной и не вызывающей сомнений.

Кроме этих наиболее известных современных теорий  существует и целый ряд не потерявших актуальности исторически более давних гипотез:

- Польский хроникер Мартин Бельский, дядя которого был первым старшиной в казацком войске  в начале XVI века, говорит, что казачество выделилось из народа, благодаря умственному складу, характеру и условиям жизни. В целом взгляд Бельского на казачество как на класс рыцарей разделял и французский инженер Боплан около 20 лет, проживший на Украине и в южной России.

- Карпов и Тумасов связывают казачество с княжескими дружинами, профессор П.В. Голубовский – с бродниками, которые еще в домонгольские времена (XI-XII вв.) занимали степные места.

- Профессор В.Б. Антонович и историк кубанского казачества Ф.А. Щербина связывали происхождение казачества с древнерусскими вечевыми общинами.

- А.С. Пушкин (История Пугачева) и М.К. Любавский считали казачество частью русского народа, развившей свою самобытность: «Казаки – не остатки каких-то древнеславянских вольных общин на пограничье русской оседлости, а вооруженные артели промышленников, вытянутых из пределов этой оседлости пустотою степей».

- А.П. Певнев видит в казаках потомков рязанских и мещерских стражников, защищавших русские поселения от татарских набегов в эпоху господства Золотой Орды.

- И, наконец, по мнению И.М. Каманина казачество – «исконное землевладельческое и земледельческое туземное южно - русское население, сознающее свою национальную особенность и преданное своей вере...».

- Еще один колоритный штрих. Величайший полководец древней Руси Святослав Игоревич (живший, согласно традиционной истории, в X веке) был казаком. Вот описание встречи императора Цимисхия со Святославом на берегу Дуная, включенное в «Историю Льва Диакона» со слов очевидца: «... Он (Святослав) приплыл на скифской ладье... был среднего роста, с густыми бровями и голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и длинными висячими усами. Голова его была совсем голая, только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода... в одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами...». Здесь описаны три уникальных черты облика запорожских казаков – висячие усы, при бритой бороде, чуб-оселедец и одна серьга в ухе, совершенно справедливо висевшая у Святослава, т.к. он был единственным сыном Ольги и Игоря и согласно казачьей традиции должен был носить такую серьгу.

И это не все. Старым казаком называется богатырь Илья Муромец в русских былинах, которые, по мнению российских историков, относятся к XI-XII векам.

Поэтому, анализируя вышеперечисленые теории происхождения казачества можно сделать вывод, что самобытность и особость казаков позволяет говорить о них как о чем-то этнически специфическом: будь это – самостоятельный этнос, этнографическая группа русских или особая этносословная группа населения. Ведь замечательно, что при всех своих различиях, каждая из названных теорий и гипотез подчеркивает своеобразие казачества, его глубокое отличие от остального русского населения. 

 

Есаул Архангельского

городского казачьего общества  В.В. Свирякин

Просмотров: 536 | Добавил: kazak29 | Рейтинг: 0.0/0