Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 07:21:54
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Контактная информация

Реклама наших казаков

Дмитрий Олейник

  • Монтаж систем видеонаблюдения, онлайн видеонаблюдения.
  • Усиление 3G/4G интернета сотовых операторов (МТС, Мегафон, Билайн, Теле2, Йота)
  • Усиление сигнала сотовой связи.

Контакты: моб./вайбер: 8-911-672-2126; моб.8-902-707-8622

Статистика

Донская икона Божьей Матери

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » История казачества » Национальный вопрос

Быть может, вернёмся… Дронов Валерий Александрович Часть 4

Быть может, вернёмся… 53

Жизнь казака и на службе, и дома была описана параграфами законов и предписаний начальства. После службы вне Войска казак должен был обязательно возвратиться домой и не имел права покинуть станицу, хутор, чтобы служить или работать вне Дона. Перевод казачьих офицеров в регулярные войска был воспрещён. Выход из войскового сословия стал невозможен.
Если казак был должен войсковой и станичной казне, то применялись меры: распоряжение его доходом, отдача казака в посторонние приработки, распоряжение заработанными им суммами, продажа имущества, ограничение пользования земельным паем. И даже семейный раздел в этом случае казак производил не сам, а под контролем станичного сбора. Историки оценили это явление: «Введение по закону круговой поруки, которую исподволь пытались применять к казачеству и раньше, знаменовало собою закрепощение казачества, государству и общине в самой худшей форме его».110
Военное законодательство накладывало заметные ограничения на личную свободу женщин, даже после смерти мужа казачка была лишена права выбора в свободе передвижения и в определении своего места жительства. Так было определено в «Порядке выдачи увольнительных видов в Войске Донском на временные отлучки женщин».
Служба была тяжкой. От вод Ботнического залива до бескрайнего Тихого океана держали казаки границу. Известный путешественник академик С.Г. Гмелин описывал положение находящихся на службе казаков: «Если хочешь бедную тварь в свете себе представить, то должно на память привести донского казака, на линии стоящего. Здесь поступают с ним так, как едва ль прилежный хозяин поступает со своим скотом. Наконец, по прошествии сего несносного времени возвращается он со своими измученными лошадьми, если только удалось и свою, и их спасти жизнь, в своё отечество беднее прежнего».
Одна за одной следовали принудительные переселения.
Тысячу семей донских казаков в 1724 году вывезли в Дагестан на реки Сулак и Аграхан. Там они в большинстве погибли. В 1732 году — опять конвой и переселение на Волгу. 1776 год — под Ставрополь выселен с семьями Хопёрский полк.
Екатериной II было в 1792 году было принято решение принудительной высылке 12 станиц — на укрепление кубанской и Кавказской линий. Дон всполошился, ибо это вело к разорению семей казаков. Кто согласится бросить семью под шашки черкесов, в малярийные болота Прикубанья? Пошли слухи о переселении казаков (как это свершила поголовно императрица с Запорожцами) с Дона — в Бессарабию, в Финляндию, на места, где они служили срочную службу. А тут ещё недобрую шутку сыграло роковое увлечение картёжной игрой Войскового атамана А.И. Иловайского. Среди казаков пошла байка: «Атаман
Т. 1. СПб., 1906.

110 Сватиков С.Г. Россия и Дон. С. 445.

Быть может, вернёмся… 54

проиграл Дон в карты».111 Более половины станиц под разными предлогами отказались выполнить указ, а пять станиц взбунтовались. Сначала волнения были подавлены, предводителям Никите Белогорохову и Фоке Сухорукову произвели порку в присутствии делегатов родных станиц, затем они были высланы на вечную ссылку в Нерчинск. Восстание не утихало, станицы Есауловская, Кобылянская, Верхняя и Нижняя Чирская, Пятиизбянская решили не исполнять рескрипт императрицы. После 2 лет уговоров русские власти для ликвидации недовольства двинули на Дон карательный отряд в 12 полков. С восставшими расправились, руководитель сопротивления есаул Иван Рубцов умер после 251 удара кнутом, 48 старшин и рядовых казаков заковали в кандалы и сослали в Сибирь. Основательной поркой наказали 5 034 казака из станиц Есауловской, Кобылянской, Нижнечирской и Пятиизбянской, 13 старшинам были вырезаны ноздри «с поставлением на лицах знаков», каждый 10-й восставший пошёл в ссылку. В конце концов, удалось выслать принудительно лишь 1 тыс. переселенцев, основавших станицы Усть-Лабинскую и Кавказскую, их вели на Кавказ под конвоем.
Странное дело: ныне на Кубани воцарился пиетет, благоговение к императорам, «даровавшим» казакам землю. Забыли, как Екатерина II отобрала у Запорожских казаков их волю и богатые земли Новороссии, наградив в 2–3 раза меньшей площадью Приазовья, да мизерными землями между Бугом и Днестром. Запамятовали, как одним росчерком пера была убрана из исторической сцены, стёрта с лица земли вся Запорожская Сечь, не осталось и бугорков от всех казачьих поселений. Церковь Пресвятой Богородицы была разграблена и разрушена. Из 13 тыс. боеспособных запорожских казаков на российской территории осталось менее 1 тыс., кошевой атаман Колнышевский был заточён пожизненно в Соловецкий монастырь. Не вспоминают, как бригадир Бринк по приказу императрицы окружил Темрюк и расстрелял из пушек семьи некрасовцев. Дети, старики были потоплены в водах лиманов и реки Кубани. Надо бы напомнить Манифест Екатерины II от августа 1775 года: «Сочли мы себя ныне обязанным пред Богом, пред Империею Нашею и пред самым вообще человечеством разрушить Сечу Запорожную и имя Казаков от оной заимствованное, с истреблением на будущее время и самого названия Запорожских козаков».
Пройдёт полтора десятка лет. Для образования нового казачества наскребут четыре полка, которые бросят в малярийные болота Темрюка. И запоют Запорожские казаки:
«Ой, прощай ти, Днистр, ти реченька бистрая, Та пойдем на Кубань пить водици чистой.

111 Сборник Областного войска статистического комитета Новочеркасск, 1901. Вып. 1. С. 68.

Быть может, вернёмся… 55

Ой, прощайте, курени любезные, Треба вид вас повалити на чужи земли».
Кто слаб в украинском: «повалити» — побежать, переселиться. На старых местах добытое потом и кровью имущество пришлось оставить, на новом месте начинать всё с нуля.
Немало казаков пало от малярии и лихорадки, так как плавни и болота, раскинувшиеся по обоим берегам Кубани с мириадами комаров и мошек, были рассадниками неизлечимых в то время болезней. За 30 лет несения службы на Кавказе служило всего 100 тыс. казаков, из них было убито и ранено 1 763, а погибло от болезней более 16 тыс.112 Много полегло казацких голов от черкесской шашки и кинжала. Горцы упорно бились за свои земли и не хотели их отдавать без сопротивления. Казачьи поселения были окружены противниками со всех сторон и не имели отдыха от нападений ни днём, ни ночью. Перечислим только некоторые примеры. Май 1807 года: черкесы напали на станицу Воровсколес-скую, убито много людей, горцы захватили в плен 136 мужчин и 179 женщин. В селе Каменнобродское-на-Егорлыке, горцы сожгли 35 домов, убили около 300 и взяли в плен 350. Май 1823 года: партия Джембулата напала на Круглолесское, погибло 50, а 345 взято в плен. Участь подобных пленников была печальна — их гнали к побережью и продавали в Турцию.
Черноморское Войско лишь отдалённо напоминало былую Низовую республику, но казаки после пережитых разгромов и бродячей бездомности смирились и с таким положением.
В XIX веке служить в кубанских войсках с Дону отправляли по жеребьёвке. Метание жребия всегда было драматичным. На лицах участников написан страх. Если вытащил записку с надписью: «Подлежат выселению», то воздух сотрясался истерическими криками женщин, рыданиями и воплями. Лишь в 1864 году было прекращено насильственное переселение донских казаков на Кавказскую линию. Долгое время после этого на кавказском тракте можно было видеть телеги казаков, возвращавшиеся от «милостей» правителей в родные донские станицы.
Внутри Войска переселение по жребию проводилось вплоть до 1914 года. До жеребьёвки выявлялись желающие на переселение. Сколько охотников выявля-лось на момент жребия — столько семейств исключалось из жеребьёвого назначения. Тем семействам, которым пришлось вытащить скрученную записку «Подлежит выселению», предоставлялось право обмена и найма вместо себя охотников через личные сделки. Если в станице выявлялось количество охотников, превышающих квоту на переселение, то жеребьёвка отменялась.
Другой вариант — станица выделяла средства путём складчины с каждого пая для найма охотников на переселение. Цена, которая выплачивалась желающему (кроме казённого и войскового пособия), была высокой. «Поборы эти взыскивались с паевых как богатых, так и бедных до того аккуратно, что у некоторых бедняков отбиралось и продавалось чуть ли не последнее имущество».

112 Краснов П.Н. История Войска Донского. С. 334.

Быть может, вернёмся… 56

Станичные правители уговаривали желающих наниматься, а колеблющихся людей, пристрастных к спиртным напиткам, нарочито спаивали и в нетрезвом виде брали с них подписку. Многие семейства брали даже на воспитание детей иногородних с тем, чтобы выставить их потом, как волонтёров на выселение.113
Зато потом чаяниями говорунов-либералов Екатерина станет «белой и пушистой», каратели превратятся «из Савла в Павла». Идеологи перекрасят чёрные цвета в белые, уже не вспомнят грустную песнь: «Катырына, вражья маты, шо ж ты наробыла». Забыли, за что казаки дали кличку императрице: «суча мати». Казаки ещё долгое время жили преданиями седой старины, горькими воспоминаниями о разрушенной Сечи, о насильственных переселениях в «погибельные» места, о неисчислимых потерях. И лишь командиры с благоговением чтили и сейчас почитают «жалованную грамоту».
Старинное наименование «Земля Войска Донского» всё ещё продолжало напоминать о бунташности донцов. В 1870 году Александр II повелел «Землю Войска Донского переименовать в Область войска Донского, а правление из войскового в областное». Многое означал перевод одной лишь буквы из заглавной в прописную.
Взаимоотношения донских офицеров и казаков были иными, чем отношения офицеров и солдат армии и гвардии. Но к началу XX века из регулярной армии в казачество стал проникать дух «регулярщины», скулодробительской дисциплины. Проявлялось это и при несении службы в лагерях, где нередко устанавливался палочный режим. Офицеры держали себя пренебрежительно и высокомерно. Пища отпускалась плохая и в недостаточном количестве. Допускалась обкраденная норма кормления коней. Письмо казака жене из лагерей: «Уж дюже конь мой ослабел, да и у других не лучше, недодают много корма, от этого кони слабеют, аж жалко смотреть на них».114 Приведём воспоминания казака станицы Терновской В.Е. Пугачёва: «Не могу забыть, как был избит одним мордобойцем, когда потребовал полагающийся мне паёк хлеба».115
Вряд ли это было редкими примерами, скорее — обычная действительность. Донесение начальнику Донского жандармского управления: «Офицеры в лагерях пьянствуют, в хуторе Ольшанка открыли дом терпимости. На учения выходят постоянно пьяными». Бывало, офицеры глумились над казаками, подолгу муштровали по любой погоде, хлестали по щекам. А то и приказывали на плацу избить проштрафившегося нагайкой.
Уровень «демократии» в Войске как нельзя лучше описан в протоколах комиссии генерала Н.А. Маслаковца (1899 г.): «После проверки боевой

113 Сборник Областного войска статистического комитета. Вып. 2. Новочеркасск, 1901. С. 9.
114 ГАРО. Ф. 8. Оп. 1. Д. 248. Л. 195.
115 Градобоев В. Красный Дон. Ростов н/д.: Альтаир, 2017. С. 122.

Быть может, вернёмся… 57

готовности казаков 2-й очереди командир одного полка подверг аресту 91 казака станицы Усть-Медведицкой за неисправность снаряжения — от 7 до 28 дней».116
Не случайно в Германскую широкой популярностью пользовался стишок:
По окопам немец шкварит,
По сусалам взводный жарит,
Офицер их, как картинка,
Наш дерётся, как скотинка.
Иногда это было во благо, но чаще всего пребывало застарелым инструментом жёсткого подчинения командованию. П.Н. Краснов писал: «Командир полка напутствовал: “Смотри, ребята, веди себя хорошо, как того требует служба и честь казачья, а коли ежели что, никак либо что, али там что-либо того — запорю! как Бог свят, запорю, не погляжу, на ком какая регалия”».117 Пожилой подхорунжий Павлов в 1918 году был помощником командира сотни в боях с красными под Нижне-Чирской. Провинившихся молодых бойцов он порол плетью: «Своих старших и командиров слухай, не зевай, не моргай и приказы неукоснительно исполняй. А ежели кто ослухается, или приказу не потрахвить, запорю».118
Чем ближе события Великой русской революции, тем негативнее становился облик генералитета в глазах казаков. В конце 1917 года 4-й ДКП квартировался в станице Качалинской.119 У командира полка есаула Ф.Т. Козюбердина, кавалера ордена Св. Анны 4 ст., Св. Владимира 3 ст., спросили:
— Что бы вы сделали, если бы вам попал в руки атаман Каледин?
— Вы думаете, его повесили или расстреляли? — отвечал он. — Ничуть не бывало. Мы сорвали бы с него погоны, лишили всех прав и привилегий, и заставили пахать землю. Пусть он испытал бы на своей спине всё, что терпел простой казак.120
И это о заслуженном казачьем военачальнике. А какого мнения казаки были о других генералах и офицерах?
Доставалось и от старшинского корпуса. В 1753 году правительству было донесено, что Войсковой атаман и окружавшие его старшины «наглыми обидами и насильно вымогательными граблениями» довели казаков до самого крайнего разорения. «Кому маслена, да сплошная, а нам вербное, да страстная». Старшина Серебряков писал на имя Императора: «Войско Донское пришло в наибеднейшее состояние и крайнее разорение от наглого нападения, неутомимого лакомства и нетерпимого насилия атамана Данилы Ефремова. Посылаемые от него старшины и прочие его люди, вверх по Дону, Донцу, Медведице, Хопру, Бузулуку и во всех

116 Труды комиссии ген. Маслаковца. 1899. Б. м. С. 120.
117 Краснов П.Н. История Войска Донского. С. 229.
118 Родионов И.А. Подхорунжий Павлов. // Атаманский вестник. Париж, 1936. №5. С. 9.
119 ДКП — Донской казачий полк.
120 Цит. по: Донская Волна. 1919. №16. С. 15.

Быть может, вернёмся… 58

станицах делают великого притеснения; станичных атаманов и казаков немилосердно бьют понапрасну и берут болшия деньги, которые делят с атаманом, от чего почти все станицы задолжали, бедные казаки принуждены юрты (земли) свои, сенокосы и прочия угодья заложить у старшин с большими процентами. Старшины не только имение, но и законных жён у бедных казаков отнимают». Вот так в течение полувека правили Доном два наследных господаря донских — Данила и Степан Ефремовы.
Книга Де-Романо «Донская старина. Черкасск и войско Донское в 1802 году» заканчивается словами: «В массе своей казачий народ подавлен нуждою, в которой он находится, в то время как несколько десятков богачей всё поглотили и присвоили себе крестьян, лучшие земли, самые выгодные берега рек и притоков, и т. д., и т. д., одним словом, все возможности и всю власть…»
Что-то не похоже на мифический «вольный Дон», на ту благостную картинку, которую из казачества в начале XXI-го века слепили изобретатели исторических мифов.
Жёстким был идеологический надзор. Полковник лейб-гвардии казачьего полка Евграф Грузинов выступил против попыток превратить казачество в полицейскую силу власти. Его обвинили в намерении ликвидировать в России монархический строй, ввести свободу слова, совести, в 1800 году в Черкасске был приговорён к наказанию кнутом. «После оной изверг Грузинов через 2 часа лишился жизни». Отрубили головы дяде Грузинова войсковому старшине Афанасьеву, а также казакам Касмынину, Попову и Колесникову.121 Кара им далась всего лишь за недонесение. Брату Петру Грузинову вырвали ноздри, били кнутом и наложили знаки. Оба были героями Очакова и Измаила, кавалерами высшей награды России — ордена Св. Георгия. Оба скончались после экзекуции, похоронены в Черкасске.
В 1823 году «за религиозное инакомыслие и непокорность власти» был на 6 месяцев заключён в тюрьму первый донской писатель есаул Евлампий Кательников, казак станицы Верхне-Курмоярской. Затем его на 28 лет упекли в тюрьму Соловецкого монастыря, где и умер. За поэму «Иван Чига» донского поэта Никандра Чеснокова посадили в крепость. Казачий историк В.Д. Сухоруков стал распространять «крамольные идеи», за что был арестован с запретом продолжать исследовательскую работу, с изъятием всех его рукописей и записок. Подолгу сидели в тюрьмах донские герои М.И. Платов, А.П. Ермолов, Я.П. Бакланов. Попал под суд и умер в опале за «мечтательные мысли» Донской атаман А.И. Иловайский. Генерал армии США казак И.В. Турчанинов обратился с просьбой вернуться в Россию. Ответ был: «Гвардии полковник Иван Васильевич Турчанинов указом Правительствующего Сената исторгнут из звания и прав подданного империи Российской и впредь не имеет дозволения в Отечество возвращаться».

121 Войсковой старшина — казачий чин, подполковник.

Быть может, вернёмся… 59

Даже среди служащих Войсковой Канцелярии обнаружили крамолу. Она и состояла-то в строчках:
При Царице
Ели паляницы,122
А у царя
Нет и сухаря…
И больше ничего! Зато 10 служащим урезали ноздри, поставили клейма и после бития кнутом на Черкасском майдане отправили в Сибирь. Священнику, на квартире которого жили канцеляристы, изуродовали обличье и сослали туда же.
Свобода слова истолковывалась весьма и весьма оригинально. В «Наставлении» от 1797 года станичным правлениям было предписано: «Чтобы по насылаемым от высшего начальства повелениям никто не смел на сборах в противоречие кричать, а ежели кто на это отважится, таковых станищному атаману и старикам, не выходя со сбора, на страх другим, плетьми».123
Ежели какой казак осмелился вне Круга обсуждать его решения, то офицер или урядник был вправе на месте наказать виновного нагайкой, доложив об этом Атаману.124
Посетивший в 1793 году Дон академик П.С. Паллас отмечал: «Народ этот, по природе своей добрый, поставляющий в России великолепные лёгкие войска, несмотря на свою свободную конституцию, находится во всё более возрастающем порабощении со стороны аристократии своих вождей и выказывает всё больше отвращение к службе, в то время как богатые и знатные живут в самой сладострастной лености и полнейшей распущенности нравов…»
Наказания плетьми вплоть до начала XX века было универсально-распространённым и привычным. Секли с приговором: «Не позорь казачьего рода!»
Ещё жёстче было обращение с донскими крестьянами. В 1848 году вышел указ Мигулинского правления «О запрещении крестьянам ябедных прошений».125 И даже жаловаться — не моги.
За соблюдением нравов следили строго. Не редкостью были высылки, например, 1871 году Наказной атаман издал «Распоряжение о порядке удаления вредных граждан в Сибирь и иногородних в места их жительства».
Цензура добралась до устройства семьи. Решением Государственного Совета от 1889 года казачьим офицерам до 23 лет жениться запрещалось. Пока офицер не достигнет 28-летнего возраста, женитьба могла состояться только с разрешения

122 Паляница — каравай, коврига белого хлеба.
123 Казачий словарь-справочник. Т. 2. / Сост. Губарев Г.В. Сан-Ансельмо, США, 1968. С. 243.
124 Новак Л. Фрадкина Н. Как у нас-то было на Тихом Дону. С.17.
125 ГАРО. Ф. 338. Оп. 2. Д. 931.

Быть может, вернёмся… 60

начальства. За нарушение предстояло увольнение, в лучшем случае отделывались дисциплинарным взысканием.126
Учредили строгую цензуру. Усть-Медведицкое правление определило «Списки запрещённым книгам и дозволенным с исключением некоторых». Становой из станицы Глазуновской изъял из общественной библиотеки книжку «О разведении тмина» на том основании, что она не значилась в каталоге разрешённых книг. Донской писатель, сын есаула Попова, А.С. Серафимович писал: «Тягостно было от неписаной, буржуазной, классовой цензуры, которую нельзя было никак объехать. Нищета раздавливала большинство не продавшихся буржуазии писателей. Бывало, проснешься утром, подумаешь: «“Где бы занять? Сегодня есть-то нечего. Семья”. Писатели спивались, гибли». И было ему воздано — с 4 курса Петербургского университета, после 4-месячного заключения в тюрьме, А.С. Серафимович попал в ссылку в Архангельскую губернию. Из ссылки через 3 года вернулся на Дон, под надзор полиции.
В газете «Приазовский край» отмечалось: «Цензором обоих ростовских изданий назначен был ростовский полицмейстер С-ов. Со статьями местного обличительного характера С-в поступал самым решительным образом: зачёркивал все. Заместитель его, полицмейстер Н-берг смотрел на цензуруемые им газеты ещё проще: он не только зачёркивал, но и делал выговоры редактору и сотрудникам. Так, по поводу заметки в местной хронике о том, что в городскому саду был ограблен какой-то посетитель, Н-берг вызвал издателя и репортера Р-ва и объявил им, что сообщённое — ложь, и если в будущем газета будет преподносить ему такие огорчения, то он распорядится посадить авторов в клоповник впредь до выяснения истины путём полицейского дознания».127
В станице Константиновской разрешили деятельность общественного собрания (прообраз Дома культуры). Весь репертуар, афиши пьес — только после утверждения Главного управления по делам печати. На каждый спектакль или представление организаторы должны бронировать кресло для представителя полиции.
Мнение казаков в государственных органах страны не учитывалось. Даже в таком учреждении как Государственная Дума казаков не больно-то и слушали. Казачьи депутаты внесли 12 предложений на рассмотрение Дум. И ни одного не прошло, а половина — даже не обсуждалась.
Установившееся в начале XXI века утверждение о широких демократических традициях самоуправления, бытовавших в Области войска Донского, противоречит историческим фактам.

126 Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам. Т. 41. Санкт-Петербург, 1906. С. 75.

127 Алексанов И. К истории цензуры в Ростове-на-Дону. // Приазовский край. 1901.
16 июля. С. 2.

Быть может, вернёмся… 61

СТРАНА КАЗАКИЯ

На столе преподавателя Гарвардского университета лежит карта. На ней обозначена огромная страна, простирающаяся от Украины до Казахстана. Казакия.
Казаки неизменно подчеркивали свою исключительность, жили замкнутыми обществами, избегая даже смешанных браков. Бытовала пословица: «Казаки от казаков ведутся». Экономическая привилегированность и сословная отчуждён-ность, вот что противопоставило казачество остальному населению России. Обыденкой звучал вопрос: «Да ты казак, ай хамишша?..» (с особым ударением на слоге «ша»). В старину, завидя казака, иногородний издали обязан был поклониться, если же этого не сделает то «самый последний казачишка» мог совершенно безнаказанно его побить.128 Презрительно называли крестьян «сипа», «сипута», «мужик», «кацап», «москаль». Представителей других национальностей считали чужаками, казакам постоянно внушали, что они «высшая порода», учили с презрением смотреть на неказачье население. Идеализация казаками самих себя усиливала обособленность, замкнутость сословия.
Долгие годы существовал запрет на нарушение сословной чистоты. В область преданий ушли браки с неказачками. В 1741 году войсковой старшина Г. Кашин взял у атамана станицы Кумылженской, у стариков станицы подписку: «По заповеди Святого Евангелия и под обязательством смертной казни не будем скрывать и держать у себя беглых, не будем выдавать за них замуж как своих дочерей, так ровно и сами не будем жениться на пришлых». Из Новочеркасска поступил запрет казакам выдавать своих дочерей, а казачьим вдовам выходить замуж за малороссиян, «равно как и брать у них девиц и вдов в замужество».129 Атаман С.Д. Ефремов предписывал: «Чтобы казаки, как сами, так дети их, на беглых и из прочих великоросских жёнках и девках не женились, также бы и своих казачьих дочерей за великороссийских людей замуж не отдавали». Каждый случай женитьбы на неказачке был предметом особого рассмотрения. Например, Акишевское станичное правление своим решением «О купленной у дочери полковника крестьянке казаком и женитьбе на ней» позволило казаку венчаться с крепостной.130
В «Положении об управлении Войском Донским» от 1835 года казакам запрещалось переходить в другие сословия, служить в регулярных войсках Русской императорской армии, окончательно устанавливался запрет на вступление в межсословные браки. Священниками было строго приказано не венчать казачьих жён и дочерей, выходивших замуж за малороссов и русских. Детей, родившихся от казачки и татарина, либо турка, называли «тумой», а «болдырями» детей казака и турчанки, татарки, калмычки. Лишь в 1869 году вдовы и незамужние дочери казаков получили право выхода из войскового сословия, с обязательной последующей припиской к какому-либо обществу. Но

128 Сведения о казацких общинах на Дону… С. 58.
129 Марков К. Крестьяне на Дону. С. 77.
130 ГАРО. Ф. 338. Оп. 2. Д. 150б.

Быть может, вернёмся… 62

если она выходила замуж за мужчину-неказака, то переставала числиться казачкой. Чаще всего это означало переход в нищету.
Истоки сепаратизма находятся далеко, в XVI–XVII веках. Казаки никак не желали «ходить» под русским государем. На этой почве с 1598 по 1613 годы произошёл разрыв Войска с Российским государством. В результате политики, проводимой Борисом Годуновым, «… казаки не могли приехать не только в Москву, но и даже в приграничные города к своим родным придти. Всюду им было запрещено продавать и покупать. Во всех городах казаков хватали, сажали в тюрьмы, многих казнили, вешали, “сажали в воду”».131 Во время Ливонской войны в 1579 году казаки ушли из состава русской армии из-под крепости Соколы, спустя 50 лет покинули расположение московских частей во время осады Смоленска, занятого поляками. В 1632 году правительство предписало донским казакам предоставить сведения о численности. В ответе казаки с достоинством напоминали: «Прежний царь Иван тех атаманов, которые к Москве присланы, не велел к кресту приводить, а Ермаку наперёд указал быти на государевой службе не за крестным целованием. Сосчитать казаков были бы рады. Да вот дела: из-за частых разъездов сами себя сметить не умеем, сколько нас есть».
В 1645 году жители Дона отказались принять присягу на верность Алексею Михайловичу. И то сказать, где была Москва, а где турки? Взглянем на карту России. Граница с Турцией — в нескольких верстах от Черкасска, до 1735 года она пролегала по Темернику. Левая сторона реки (большая часть современного Ростова) была турецкой. От соседей-запорожцев помощи не дождёшься, их тоже обступали с трёх сторон Едикульская, Едисамская, да Крымская Орда. Лишь к 1783 году рубежи России отодвинулись и прошли по реке Кубань. До начала XIX века Азовское и Чёрное море были фактически внутренним водным пространством Османской империи. Казаки ещё долго маневрировали между двумя огнями.
Казачество в 1683 году вздумало идти на Москву, донцы были недовольны «Грамотой Иоанна Алексеевича». Только решительная позиция атамана Ф.М. Минаева позволила смягчить страсти.132
Самостоятельность привлекала, дело дошло до того, что Войсковой атаман Степан Ефремов не стал повиноваться Указам и Грамотам царя. Правительство пыталось его сместить, но вольнолюбивые казаки чуть не убили присланного атаманить Г.П. Черепова. Только благодаря умелым действиям капитан-поручика Г. Ржевского непокорный С.Д. Ефремов был смещён и отправлен в ссылку.133
Сложилось длительное противостояние и на церковном фронте. На Дону продолжительное время существовала автономия вероисповедания. Сюда шли

131 Картины былого Дона: Краткий очерк истории Войска Донского. М., 1992.
С. 62.
132 Савёлов Л.М. Донское дворянство. С. 7.
133 Ригельман А.И. История о донских казаках. Ростов н/Д. : Ростовское кн. изд-во. 1992. С. 162.

Быть может, вернёмся… 63

старообрядцы, представители других направлений русской православной церкви. Метрополия не дозволяла, чтобы православное духовенство имело своего руководителя на Дону. Царское повеление запретило Войску Донскому вмешиваться в «духовные дела и касаться чина церковного», но шла постоянная борьба за право назначать «своё» духовенство. Только за то, что в 1685 году монахи Троицкого Борщева монастыря попросили царя быть под властью Области войска Донского, а не под Воронежским епископом, они были сурово наказаны. Ответ на челобитную был простым — казначея и семь монахов велено «бить плетьми и сослать в вологодские монастыри под начала беспереворотно». Дьячка, писавшего жалобу, «бить кнутом нещадно и сослать в Холмогоры с женой и детьми на вечное бытие». Донской монастырь был ликвидирован. Воронежский епископ доносил Синоду, что атаман С.Д. Ефремов запрещает донскому духовенству подчиняться распоряжениям митрополита. Затем доложили, что атаман А.И. Иловайский набил колодки на протопопа черкасского собора за то, что тот осмелился власть своего архиерея поставить выше Войскового круга.134 Священник Архангельской церкви за донос о старообрядцах был атаманом станицы Николаевской забит в колоду и отослан в Войсковую канцелярию. В первой трети XIX века право замещения церковных должностей у донского руководства окончательно отняли.
В умах казачьей интеллигенции, да и всего руководства Дона, сепаратизм всегда занимал значительное место. Им стали вторить некоторые современные исследователи. В начале XXI века они ввели в публицистику мнение, будто казаки никогда себя русскими не считали. Однако весь XVII, весь XVIII век и первая половина века XIX-го— это время, когда казаки считали себя русскими людьми. Дореволюционные историки отмечали: «Казаки с первых же моментов своей истории характеризуются высоким чувством русского национального самосознания. Неоднократно находим мы в исторических актах свидетельство этому: они “природу свою” (т. е. русское происхождение) “всегда помнят”, знают своё “общее отечество”».135 И лишь с введением в 1835 году нового Положения о службе, в котором казачество оказалось совсем замкнутой кастой, — стало среди казаков распространяться мнение, что они в России составляют какую-то особенную нацию.
Наиболее реалистичные представители казачьей интеллигенции понимали, что «Страна Казакия» не сможет уцелеть в этом бурном геополитическом море, кишащем акулами. Не послушали донского писателя И.И. Краснова (деда будущего атамана), который сказал: «Казачеству невозможно уже оставаться в своём прежнем безродном положении» и что «сепаратистские идеи, которые некогда проповедовал его дед, отжили свой век».136 Другой представитель семьи Красновых, М.И. Краснов, в «Донских областных ведомостях» указывал, что

134 Савельев Е.П. Древняя история казачества. М., 2002. С. 264.
135 Сватиков С.Г. Россия и Дон. С. 27.
136 Русский биографический словарь. СПб. 1889. С. 231.

Быть может, вернёмся… 64

казаки сами в своё время, при возникновении казачества, были «иногородними». Отец атамана Н.И. Краснов, историк и публицист, тоже считал, что «пора перестать пренебрегать экономическим развитием Донского войска и сделать его в экономическом отношении равноправным с внутренней частью империи».137
И как дорого досталось казачеству забвение сепаратистом П.Н. Красновым этих идей донских интеллигентов, просветителей.
Современные историки одной из основных причин возникновения гражданской войны, наряду с жёсткими классовыми противоречиями, всё чаще стали называть нежелание национальных окраин подчиняться центру. В данном строю были украинский сепаратизм, басмачество, национальные движения в Закавказье, и в нём «достойное» место заняло такое же стремление донской казачьей верхушки к обособленности и самостийности.
Причём сепаратизм всегда находил защитников и покровителей в лице интервентов — англичан, немцев, турок, поляков, французов. Они нуждались в марионеточных правительствах, на которые могли бы опереться. И неважно, кто ходил в любимчиках: немцев — Краснов, французов — Деникин, англичан — Колчак, за всей этой дружбой всегда чуялся запашок коллаборационизма. Великобритания поставила ВСЮР 198 тыс. винтовок, 6 177 пулемётов, 50 млн. патронов, 1 121 орудие, более 1,9 млн. снарядов, 60 танков и 168 самолётов, 460 тыс. шинелей и 645 тыс. пар обуви. Франция оказывала помощь Донской армии, получившей 5 500 винтовок, около 200 тыс. патронов.138 Современные искатели «белых пятен» истории не любят вспоминать, как в ноябре 1917 года А.М. Каледин получил 10 млн. фунтов стерлингов от англичан.139 Формировавший Добровольческую армию генерал М.В. Алексеев не постеснялся принять от французов кредит в 100 млн. франков. П.Н. Врангель гарантировал французам получение всего товарного хлеба на Украине и Кубани, 75% нефти, 25% донецкого угля.
Сегодня всё очевиднее становится, что сама революция в России была не противостоянием поборников большевизма и адептов царизма. За царя в Гражданскую войну воевало мизерное количество людей, большинством участников борьбы монархическая идея отвергалась. По воспоминаниям Ф.К. Миронова в марте 1917 года в 32-м ДКП было проведено голосование о будущем государственного устройства России. Из 55 записок представителей казачьих сотен получился единогласный ответ: «демократическая республика», из 16 офицерских записок более половины ответили: «конституционная монархия». Последнего российского императора в марте 1917 года арестовали его же генералы. Это сделал Генерального штаба генерал-адъютант М.В. Алексеев, а

137 Цит. по: Королёв В.Н. Старые Вёшки: повествование о казаках. С. 91.
138 Кушер Ю.Л. Вооруженные формирования Белого движения на Юге России. М., 2005. С. 23.
139 Футурянский Л.И. Казачество в огне Гражданской войны. // Вестник
Оренбургского государственного университета, 2002. №2. С. 1.

Быть может, вернёмся… 65

главнокомандующий войсками Петроградского военного округа генерал-лейтенант Л.Г. Корнилов арестовал императрицу и её детей.140 Даже воспитанный на монархических традициях А.М. Каледин, когда летом 1917 года вёл переговоры с Л.Г. Корниловым, заявил: «Я питаю к Николаю II самые дружеские чувства и пользуюсь взаимностью с его стороны, — но к трону он может вернуться, только переступив мой труп».141
Борьба в России шла уже между приверженцами разных направлений революционного движения — сторонниками Февраля и сторонниками Октября.
На Дону всё было по-другому. Политическая элита (как сказали бы сейчас) донского казачества делилась на две категории, одни стояли за суверенное государство, другие за независимость в составе Российской империи под скипетром Императора. Почти не было донских руководителей, видевших перспективу развития донского общества в Российской республике. П.Н. Кудинов, руководитель восстания в Верхне-Донском округе, считал: «Казачество, как самостоятельное государство, может существовать так же, как раньше при самодержавии, но может жить далеко лучше. Как существует всякое маленькое государство, например, Болгария».
Было создано движение «вольных казаков». Главная их идея была проста: «Казачество — особая форма социального и государственного бытия, которое мог осуществить только самостоятельный народ. Сущность этого бытия была резкой противоположностью московской (великорусской)». Движение имело своих идеологов. Историк С.Г. Пушкарёв в 1926 году опубликовал работу «Вопрос о казацком народе и о границах предполагаемого казацкого государства».
Донской Круг в мае 1917 года принял резолюцию: «Войско Донское составляет неделимую часть великой Российской народной республики… с правом самостоятельного распоряжения землями, недрами и угодьями». Земли Дона объявили исторической собственностью казаков. Вот такая «неделимая часть».
Летом, под шумок разлагающейся «демократии» А.Ф. Керенского, каждое Войско заимело Круги, Рады, создавались конституции, проводились первые с начала XVIII века выборы атаманов и правительств. Слова о любви к державе были забыты. Как только А.Ф. Керенский сместил с поста главнокомандующего Л.Г. Корнилова, А.М. Каледин тут же объявил, что «при помощи находящихся под его начальством казаков примет меры, чтобы отрезать Москву от юга России». Он практически перестал считаться с центральными властями.
В августе в Новочеркасске собрался Большой Войсковой Круг. П.Н. Краснов писал об итогах его работы: «Интеллигентная часть Круга понимала, что не может быть войска Донского вне России. “Серая” часть, громадное большинство, стояла на свободном самоопределении народов и самоопределялась в пределах

140 Решетников Л.П. Вернуться в Россию. М., : ФИВ, 2014. С. 129.
141 Цит. по: Горчуков М.А. Калединский «бунт». // Вольный Дон. София, 1938.
№3. С. 6.

Быть может, вернёмся… 66

войска Донского». Войсковой Круг постановил считать Донскую Землю независимой страной. Показательно выступление одного из делегатов. Обернувшись к карте боевых действий, он сказал: «Я коснуся одному, господа члены: так как мы на той поприще стоим, чтобы свово не отдать, а чужого нам не надо. То надо и до того добиться, чтобы эти флажки назад не передвигались, но и в даль далеко дюже не пущались, так вот. Конечно, держава была порядочная, а ныне произошла в низость, ну и пущай, у нас своих делов немало, собственных».
Впоследствии некоторые историки представляли создание казачьих государств как временные формы устройства, существовавшие лишь на время «великой российской смуты». Они отрицали сепаратистский характер новых суверенных образований и указывали на чрезвычайность обстоятельств, оправдывающих возникновение данных режимов. Современные исследователи тоже иногда оправдывают самостийность: «Главная цель заключалась в сохранении вольностей казачества, автономии областей и предотвращении проникновения сюда анархии и хаоса из центральной России».142
Малый Войсковой круг в августе 1917 года запретил вывоз хлеба из области, тем самым сорвав выполнение нарядов Временного правительства на поставку хлеба на фронт и северные области России. Запрещалось также и выполнение указаний из Петрограда о создании в области земельных комитетов. На что рассчитывали? Что в казачьи закрома не придёт комиссар Временного правительства? Так пришёл из Совета.
В октябре предприниматель Н.Е. Пономарёв вошёл в Круг с предложением об отмене государственной монополии на уголь, установлении монополии на него войскового правительства. В ноябре были перекрыты железные дороги, отменили поставки топлива в центр. Когда большевики свершили переворот, видный деятель Войска П.Х. Попов предложил создать казачье-украинский барьер от Оренбурга до Курска.
Атаман Войска генерал П.Н. Краснов советовал не вмешиваться в дела Русского государства, пусть устраивают свой образ правления, как им будет угодно, а казакам зажить вольной жизнью, как было в отдаленные времена. На Круге спасения Дона 1 мая 1918 года он выступил с докладом «О положении на Дону и перспективах будущего устройства края», в котором окончательно подтвердил свой выбор: «…силою исторических событий Дон оторвался от России… Путь спасения Дона лежит в окончательном его отделении от матушки России…»
Когда пришла пора бросить на весы всё, забыв об обидах, этого не смог сделать донской атаман. Он продолжал настаивать: «Добровольческая армия ставила если не первой своей задачей, то, по крайней мере, задачей одновременной с борьбой с большевиками объединение осколков бывшей России в Единую и Неделимую Россию — иными словами, уничтожение

142 Кравченко С.С. Казачье самоуправление в годы гражданской войны 1917–1920 гг. Кропоткин, 2008. С. 2.

Быть может, вернёмся… 67

самостоятельной Украины, самостоятельной Грузии, посягательства на автономию Крыма, Дона и Кубани».
Вершитель судеб если не всей России, то уж точно — Дона, не смог подняться до подчинения личных пристрастий общей идее, а тем более подчинить интересы региона интересам страны. За что заработал совершенно справедливую характеристику П.Н. Врангеля: «Отравленный ядом честолюбия, вкусивший власти, окружённый бесчестными льстецами, Вы уже думали не о спасении Отечества, а лишь о сохранении власти».143 Как это близко к реалиям и персонажам начала XXI века!
Дон объявил сам себя суверенной и независимой казачьей державой, образовалось новое государство Всевеликое Войско Донское. Для такого пышного титула не существовало твёрдых исторических оснований. Придрались к словам царских грамот XVII века, в которых иногда писали: «Всему великому войску Донскому», т. е. верховому и низовому.
Атаман послал по странам Европы генерал-майора М. Свечина с задачей потребовать присоединения к Дону частей Екатеринославской, Воронежской и Саратовской губерний. Делегация собиралась отстаивать права даже на Царицын, который дотоле к Донскому казачеству отношения не имел. Казачью делегацию не допустили на конференцию стран-победительниц. Тогда П.Н. Краснов зашёл с другого боку. В своём письме немецкому императору он поставил условие: Вильгельм должен был признать Всевеликое Войско Донское самостоятельным государством. Кроме того, просил у Вильгельма содействия, чтобы Украина вернула Дону Таганрогский округ, а Россия отдала Воронеж, Камышин и Царицын с окрестностями, для чего приложил карту на Вильгельмово утверждение. Взамен гарантировал право преимущественного вывоза избытков продовольствия, экономические льготы. Неслыханное в истории России явление: атаман сам просил иноземного императора полноправно, в качестве хозяина, решать русские дела и кроить русские земли.
Вновь созданное образование можно назвать квазигосударством, так как весь период существования Всевеликого Войска Донского его высшие органы не обладали полной властью на своей территории. Вершиной «суверенитета» казачьего государства было условие охраны немцами его границ от Таганрогского залива до Воронежской губернии. Позиция руководства ВВД выразилась в выступлении депутата на Круге: «Всё-таки немецкое господство будет выносимее и дешевле господства русского мужика-разбойника, именуемого красногвардей-цем».144
Насколько суверенно было новообразование, можно судить по политической зависимости от иноземцев. В августе 1918 года неугодный немцам А.П. Богаевс-кий в противовес П.Н. Краснову выставил свою кандидатуру на пост атамана. Немецкое командование прекратило поставку снарядов, кандидат свою

143 Врангель П.Н. Записки. М., 2004. С.129.
144 Приазовский край. 1918. 31 авг.

Быть может, вернёмся… 68

кандидатуру снял. В сентябре — опять попытка избрать нового атамана. На этот раз на закрытом заседании Круга была зачитана телеграмма немецкого
командования, которое требовало вновь избрать П.Н. Краснова.145 В противном случае были бы прекращены военные поставки. Возможные выборы А.П. Богаевского накрылись медным тазом. Диктат по отношению к «суверенной» казачьей державе повторился в 1919 году. На этот раз уже англичане и французы потребовали снять П.Н. Краснова, иначе помощи не окажут. Атамана отстранили от дел. Суверенитет оказался с запашком.
Почти 3 года в новоиспечённой «стране» была своя Конституция. В станицах распевали сочиненный самим П.Н. Красновым донской национальный гимн-перефразировку старой казачьей песни. Добродушно хохотали при виде восстановленной донской печати, на которой изображался голый казак, с ружьём в руке, верхом на винной бочке. «Казак все пропьёт, даже последнюю рубаху, но не ружьё» — таково было старое значение этой оригинальной печати. Позже, когда Доброволия начала зло подтрунивать над этим отблеском старины, атаман ввёл в употребление другую печать, изображавшую оленя, пронзённого стрелой, что обозначало: как ни быстро бегает олень, но казачья стрела его нагонит. Утвердили Донской Сенат. Были обозначены внешние границы, шло становление собственной судебной и валютной системы.
Учредили свой государственный банк, выпускавший «донские» денежные знаки. Донские деньги, от 10 копеек до 500 рублей, сначала имели курс выше деникинских «колокольчиков» и «керенок». Но так продолжалось недолго, с ухудшением положения Войска упал и курс этой «валюты». Донские знаки за 3 месяца с 15 июля по 15 октября подешевели в 3 раза, что не замедлило сказаться на ценах ввозимых товаров.146 Когда в Крыму пришла пора расплачиваться за то, чтобы попасть на корабль, рассматривали казаки донские денежки с аляповато изображенным на них Ермаком или атаманом Платовым и со вздохом прятали их за голенище.
Пытались осуществить языковую реформу. Атаман П.Н. Краснов предлагал придать казачьему говору статус одного из официальных языков Донской республики, наряду с русским и украинским (язык проживающих на Дону иногородних-малороссов). Эти нововведения не получили широкой поддержки, создание донского казачьего языка не было доведено до конца.
Украина признала суверенность Всевеликого Войска Донского. Был свой посол в Украине и в Германии — А.В. Черячукин. В апреле 1918 года от ВВД в Киев отправилось полномочное посольство для выяснений отношений с «нэзалэжной». Ёще было неясно, чем закончится смута, а «суверенные»

145 Венков А. В. Атаман Краснов и Донская армия. 1918 год. М. : Вече, 2008.
С. 290.
146 Владимирский М.В. К истории финансирования белого Юга (1918–1920).
// Отечественная история. 2008. №3. С. 47.

Быть может, вернёмся… 69

государства начали делить границы. На Версальскую конференцию направили Донскую государственную делегацию. За порог не допустили. Может быть, посчитали Всевеликое Войско Донское самопровозглашённым государством, а скорее всего не захотели отдавать при делёжке часть германского пирога.
Кубанцы не отставали. В основание Кубанской Конституции был заложен принцип о праве казаков быть особой нацией. Кубанская Законодательная Рада объявила Кубанский Край самостоятельной республикой, вышедшей из состава русского государства. Кубань оцепила себя таможенными барьерами. Не говоря уж о «добровольческих» областях, она отказалась продать хлеб даже Дону. Когда донская делегация явилась по данному вопросу в Раду, депутат П.Л. Макаренко иронизировал: «А, христарадничать приехали!» Делегация кубанской Рады тоже пыталась добиться признания Лигой Наций, всей Европе доказать, что Кубань — независимое государство. Острословы после этой неудачной попытки иронизировали над кубанскими «хведерастами»: «И журчит Кубань водам Терека — я республика, как Америка».
Кавказцы — себе. В мае этого же года провозгласили Республику Горцев Северного Кавказа, самостоятельное государство, союзное с Турцией.
Закладывались основы объединённой казачьей федерации на Юге России. Ещё в июне 1917 года на совещании руководства Донского, Кубанского и Терского казачьих войск предстала идея о тесном союзе казачества и горских народов Кавказа. Донской круг согласился с проведением конференции по обсуждению его создания. В октябре было принято постановление о создании Юго-восточного союза, подписан союзный договор и сформировано правительство, которое сразу приступило к составлению проекта конституции. В июне 1919 года в Ростове-на-Дону собрались представители Дона, Кубани, Терека и других народов Кавказа. П.Н. Краснов и калмыцкий князь Д.Ц. Тундутов выступили инициаторами создания суверенного «Доно-Кавказского Союза», замышлявшегося ещё при А.М. Каледине. Теперь под видом нового федеративного, в который должны были войти Донское, Кубанское, Терское и Астраханское Войска, «вольные народы степей» и горцы Северного Кавказа. Это государство мыслилось как союзное Германии и именно с её помощью надеялись добиться международного признания. Однако даже немцы в итоге отказались поддерживать эту несостоятельную идею. Независимую «Казакию» как суверенного субъекта международных отношений никто всерьёз не воспринял.
А тут ещё адепты «Единой, Великой и Неделимой России» сказали своё слово. Деникинцы убили председателя Краевой кубанской Рады Н.С. Рябовола и его соратников. «Самостийность» кубанцев достигла своего апогея осенью 1919 года. В Париже кубанская делегация «хведералистов» в составе Быча, Савицкого, Калабухова и Намитокова подписала сепаратный договор с «меджлисом горских народов Кавказа», где признали взаимный суверенитет и независимость, в случае необходимости кубанские войска отдавались в распоряжение горского правительства. Когда на Московском направлении решалась судьба всей Белой борьбы, нельзя было назвать такой договор иначе, как изменой. В ответ, наскоро

Категория: Национальный вопрос | Добавил: kazak29 (2019-05-02)
Просмотров: 311 | Рейтинг: 0.0/0