Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 09:48:24
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Контактная информация

Реклама наших казаков

Дмитрий Олейник

  • Монтаж систем видеонаблюдения, онлайн видеонаблюдения.
  • Усиление 3G/4G интернета сотовых операторов (МТС, Мегафон, Билайн, Теле2, Йота)
  • Усиление сигнала сотовой связи.

Контакты: моб./вайбер: 8-911-672-2126; моб.8-902-707-8622

Статистика

Донская икона Божьей Матери

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » История казачества » Национальный вопрос

Быть может, вернёмся… Дронов Валерий Александрович Часть 8

Быть может, вернёмся… 123

разори и над людьми чини по указу: надлежит опустошить по Хопру сверху Пристанной и по Бузулук, по Донцу сверху по Луган; по Медведице по Усть-Медведицкой. По Бузулуку всё. По Айдару все. По Деркуле всё. По Калитвам и по другим Задонным рекам всё». Так «ушла» 1/3 часть казачьих земель.
В течение последних полутора веков угроза уничтожения казачества была реальной. Казачество «надорвалось» ещё в ходе Кавказской войны. Просматривая документы, хранящиеся в ГАРО, невольно приходишь к мысли, что донское казачество получило надлом, завоевывая для России Кавказ и Закавказье. Каждый год Дон посылал туда по 4–5 полков по 800 сабель каждый, и через 3–4 года они возвращались, потеряв в лучшем случае 1/3 состава умершими «от обычных болезней».
В середине XIX века Дон вместе с Россией вступил в эпоху модернизации, естественным путём разлагавшую основу казачьего существования. Впервые курс на ликвидацию этого сословия был взят в ходе реформ 1860-х годов, возник термин «расказачивание».254 Был выдвинут лозунг о том, что «роль и задача казачества уже окончены». В Петербурге создали специальный Особый комитет по пересмотру казачьих законоположений. На первом же заседании комитета военный министр Российской империи Д.А. Милютин поставил вопрос о ликвидации казачества, так как три Войска оказались внутри империи и потребность в «живой изгороди» миновала. У него возникла идея призывать казаков Дона на службу на основаниях, общих для всех подданных империи. Такой же политики придерживался командующий Кавказской армией М.Т. Лорис-Меликов.
Были расформированы Дунайское и Башкирско-мещерякское Казачьи Войска, расказачиванию подверглись и все сибирские станичные казаки.
К пропаганде против казачества широко подключилась пресса. В газетах писалось, что в структуры армий современного европейского государства не вписывается архаичное казачество.
Эти намерения вызывали политическую оппозицию среди донских казаков. Противником был генерал Я. Бакланов, не желавший «записи казаков в драгуны». Правительства Александра III и Николая II продолжали искусственно сохранять этот «остров» традиционализма в строительстве индустриального общества. Они заботились лишь о дешёвой военной силе, оказывая «медвежью услугу» казачеству Дона. Курс империи сводился к принципу: «не трогать славное Войско Донское». На кардинальные реформы системы казачьей службы правительство не пошло. И это была роковая ошибка.
С развитием капитализма «расказачивание» объективно назревало. Происходило постепенное вытеснение казаков со своей земли. С 1868 года правительство разрешило постоянно проживать на Дону неказакам. Наделы

254 Дулимов Е.И. Развитие казачьей государственности на Юге России в ХVI–ХХ в.в. и её перспективы на современном этапе демократических реформ. // Казачий Сборник. ДЮИ. Вып. 3. Ростов-н/Д., 2002. С. 237.

Быть может, вернёмся… 124

казачьих офицеров, которые раньше давались войском вместо окладов и пенсий, теперь стали частной собственностью, которую можно было продать, в том числе, и не казакам. Иногородние получили право приобретать землю и другую недвижимость. Тем самым, прежняя замкнутость была практически ликвидирована. Со значительным притоком иногороднего населения началось постепенное разложение казачьей общины.
Длительная военная служба являлась тяжким бременем, консервирующим хозяйство. «Население множилось, земельный пай уменьшался, а культура не изменялась к лучшему, ибо капиталов извне не притекало, местными средствами создать их не было возможности, и не было перед глазами рациональных хозяйств», — такой итог подвел в 1884 году донской экономист и историк С.Ф. Номикосов.255 Донские исследователи в 1905 году отмечали: «Донская область, существующая уже около 300 лет, и имеющая все данные для развития сельскохозяйственной промышленности до сих пор находится позади соседних степных губерний в культурном развитии своего коренного промысла».256 Основной причиной было названо положение коренных казачьих масс — лежащей на них обязанности поголовного отбывания воинской повинности. Когда на село пришли иные условия труда, новая техника, стало ясным: годы службы, вырванные из экономического цикла, тянут сельхозпроизводство вниз, делают его неэффективным. Служба сковывала самодеятельность производителя, не создавала условий для маневренности рабочей силы, казаки были лишены личной хозяйственной инициативы. Экономика казачьего общества рано или поздно оказывалась неконкурентоспособной в условиях рынка.
Стало ясно, что развитие рыночных отношений подрывают экономические основы казачьей общины, рано или поздно они сметут и юрт, и пай, и все льготы. Всё это обрекало казачью войсковую систему на неизбежное исчезновение, было похоронным звоном по казачьему сословию. В условиях индустриализации и модернизации страны оно не имело перспектив при любом режиме.
К тому же община медленно, но неизменно разлагалась изнутри. В начале XX века пошёл процесс «социокультурного расказачивания», культурный багаж казачества стал ассимилироваться с другими слоями общества. Современник отмечал: «По станицам стали появляться «пиджачники», променявшие военную одежду дедов на немецкий пиджак, они горланили на сходах, пьянствовали и буйствовали. Бог весть, откуда, стали появляться безобразные песни пропившихся рабочих».257 Фиксируется упадок общественной и семейной нравственности: потеря уважения к старшим, нарушение дисциплины, как на службе, так и в быту, изменения отношения к семье и браку.

255 Номикосов С.Ф. Статистическое описание земли Войска Донского. С. 337.
256 Сборник Областного войска статистического комитета. Вып. 2. Новочеркасск, 1905. Ч. 5. С. 17.
257 Картины былого Дона. Т. 2. / Ред. Мурин В.Б. М., 1992. С. 160.

Быть может, вернёмся… 125

Доля казаков в составе жителей Дона упала до 38,6%.258 Лишь война и революция не дали перемешать казачество с остальным населением в мощной социальной системе Российской империи. Именно тогда наблюдалось начало размывания казачьей культуры. Казачество стало стремительно терять свою этническую индивидуальность.
Даже в казачьей среде всё чаще стали выдвигаться требования уничтожения сословий. Произвол атаманов, запрет на передвижение, другие средневековые черты бытия вызывали недовольство донцов. В ноябре 1905 года казаки Старочеркасской станицы заявили о необходимости ликвидации всех сословий. III Государственная Дума в 1909 году предложила в духе Столыпинской реформы расформировать казачье землевладение. Была выдвинута инициатива заменить общинное землевладение у казаков на частное. Всё чаще и чаще стали раздаваться голоса о том, что привилегия службы за свой счёт, со своим конём и снаряжением, пожизненно и поголовно становится одиозной. Всё больше и больше казаков стало понимать — такое положение дел является принудиловкой, а не почётным правом и не святой обязанностью. В большинстве стран мира формирование армий, как в мирное, так и военное время, стало проводиться совсем по иным технологиям и схемам.
Временное правительство тоже готовило условия для уничтожения казачества. Министр земледелия В. Чернов заявил, что казакам придется потесниться на своих землях в пользу крестьян. Программы всех политических партий (кроме монархистских) требовали уничтожения сословий и полную равноправность всех граждан. Такой же процесс наблюдался в ходе выдвижения кандидатов в депутаты Учредительного собрания. Областное избирательное собрание дало напутствие членам Государственной Думы от Области войска Донского. В нём говорилось о необходимости установления полного и действительного равноправия всех граждан, ликвидации сословий и привилегий.
Первым шагом к ликвидации казачьего сословия было воззвание Временного правительства от 3 марта 1917 года. Окончательное решение о судьбе казачества было принято 8 ноября 1917 года на заседании ВЦИК. Основные статьи декрета «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» гласили: «Ст.1. Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно все гражданские чины упраздняются». Этот документ кардинально поменял всё: экономическую основу казачества, его быт, структуру управления, да и всю жизнь на Дону. Первоначально не предполагалось насилия, но раздел общества на красных и белых коренным образом изменил ситуацию. Стирание сословных рамок приняло крайне жёсткий характер, послужило причиной гибели сотен тысяч граждан России и уничтожение «прежнего» казачества.

258 Кислицын С.А. Кислицына И.Г. История Ростовской области. С. 86.

Быть может, вернёмся… 126

«Расказачивание» проводилось на Дону и Кубани в 1919 году и белыми властями. Постановлением ряда станиц были исключены из казачьего сословия, «расказачены» те казаки, которые ушли с отступавшими красными частями.
Хотя представим такое: белые взяли верх и возродили монархию, или же предпочли ей республиканское правление. Всё равно судьба казачества была бы незавидной. А.И. Деникин писал, что после победы над большевиками намечалось упразднить казачье сословие, уравнять его с крестьянством. Дон ожидало такое же расказачивание, причём не менее кровавое, чем при большевиках, но уже от радетелей за Россию Великую и Неделимую. Если бы не комиссары в кожаных тужурках, так другие кадеты, социалисты, октябристы подписали бы приговор на уничтожение Войска Донского, ибо исчезли условия, создавшие и питающие идею казачества.
20-е годы — время «размывания» казачьего менталитета. Высокая самооценка, чувство собственного достоинства, обостренная справедливость, уважение к личности были характерными чертами казачества, однако в условиях нового общества эти черты не были востребованы. Новой власти понадобился другой человек, с иными, советскими ментальными качествами — со стремлением к коллективизму, интернационализму, с необходимостью подчинённости руководителю в ходе хозяйственного процесса. Казаки же принимали дисциплину только во время службы, но не на производстве, где были хозяевами сами себе.
Казаки тяжело переживали свое бесправие. «Что хотят, то и делают с казаком», — говорилось в одном из писем в Кремль. Среди них царил дух упадничества, усталости от войны, подавленности от поражения белого движения, которое поддерживало большинство казаков. Наиболее активная часть казачества, последовательно выступавшая против советской власти, была либо репрессирована, либо нейтрализована. Казачество перестало существовать как самостоятельная сила.
Следует отметить, что в 20-е годы были предприняты меры для смягчения политики по отношению к донцам. Был взят курс на дифференциацию казачества, то есть поддержку конструктивной лояльной его части и решительную борьбу с деструктивной, антисоветской. На апрельском (1925 г.) пленуме ЦК РКП (б) приняли постановление «О работе среди казачества», наметившее курс на широкое вовлечение казачества в советское строительство и снятие всех ограничений в его жизнедеятельности. Казаки стали активно привлекаться в советские органы власти, расширился приём казаков в партию, в военно-милиционные части. В этом же году в циркуляре Северо-Кавказского крайисполкома говорилось: «Казак может оставаться и называться казаком со всеми своими привилегиями, носить ту или иную одежду, то или иное холодное оружие, может петь свои военные песни, собираться на традиционные вечеринки, оказывать почёт старикам и д. т. и т. п.»259

259 Народы Дона. / Под ред. Бедрик А.И. Ростов н/Д., 2011. С. 73.

Быть может, вернёмся… 127

В 1923–1926 годах довоенная численность казаков восстановилась. По сравнению с 1926 годом численность населения Ростовской области в 1939 году возросла на 15%.260 Этого не смогло бы произойти, если признать миф о массовом
геноциде казачества времён Гражданской войны.261
Во второй половине 30-х годов казаки вновь оказались «на коне». И.В. Сталин благословил поворот к смягчению политики по отношению к казачеству. Первый секретарь Азово-Черноморского крайкома Б.П. Шеболдаев доложил: «В основной массе казачества произошёл коренной перелом. Среднее казачество … сейчас окончательно и прочно стало на колхозный путь, по-настоящему взялось за работу».262
В 1934 году был создан ансамбль песни и пляски донских казаков и государственный кубанский казачий хор. В станице Вёшенской открыли педучилище, а также Вёшенский театр казачьей молодёжи, театру отдали одно их лучших зданий станицы. По хуторам Верхнедонья собрали лучших песенников, отобрали 238, так был образован казачий хор. На «полуторках» казаков отвезли в Миллерово, оттуда — в Москву, где они выступили на сцене Большого тетра. Апрелевский завод выпустил четыре пластинки с казачьими песнями.263 В 30-е годы были созданы экспедиции по сбору казачьего песенного искусства. Через 10 лет это огромный труд был закончен, вышел в печати пятитомный свод казачьего песенного фольклора, он был подготовлен А.М. Листопадовым. Были изданы «Краткие записки к казачьей истории», открылись новые казачьи музеи в Старочеркасске и в Азове.
На съезде передовиков в феврале 1936 года побывала делегация донских казаков. Затем — съезд передовиков животноводства в Москве, куда делегацию донских казаков отправили даже на самолётах, лишь бы казаки вовремя и достойно представили Тихий Дон. В марте в Ростове провели первый слёт казачеств Дона, Кубани и Терека, в 4-дневном празднике, в параде и демонстрации приняло участие 350 тыс. В мае в Ростове всё руководство обкома партии исключительно в казачьей форме приветствовало торжественный парад донских, кубанских и терских казаков.
Казаки после завершения Гражданской войны продолжили и военную службу. В середине 20-х годов практиковался призыв в так называемые «переменные части» (в 70-е годы в ВС СССР существовали похожие на них кадрированные части). В эти территориальные соединения призывалась казачья молодёжь, их


260 Народное хозяйство Ростовской области в 11 пятилетке. Ростов н/Д. 1986. С. 6.
261 Баранов А.В. Кубанское казачество 1930-х: актуальные вопросы демографии и идентичности в оценке современной историографии. / Научное наследие профессора А.П. Пронштейна и актуальные проблемы развития исторической науки. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. / Сб. Отв. ред. Розин М.Д. Ростов н/Д. 2014. С. 39.
262 Правда. 1935. 21 декабря. С. 2.
263 Жбанников А. Жбанникова М. От Вежи до Вёшек. С. 305.

Быть может, вернёмся… 128

называли «переменники».264 Опять классический приём переворачивания фактов с ног на голову. До 1936 года было запрещено формирование отдельных казачьих частей. «Новые» исследователи произвели подмену понятий, выдав этот факт за поголовный запрет призыва казаков в армию, чего в годы советской власти не было.
В 1936 году публикуется постановление ЦИК СССР о восстановлении казачьих подразделений в РККА. Для этих частей была введена особая форма одежды, во многом совпадавшая с исторической, но без погон. Она состояла из папахи, фуражки или пилотки, шинели, серого башлыка, бешмета цвета хаки, тёмно-синих шаровар с красными лампасами. На торжествах в Кремлевском дворце съездов в 1936 году появились казачьи старшины, одетые в роскошную форму времен Империи, с золотыми аксельбантами.
Как-то не похоже это всё на геноцид…
В начале XXI века исследователи предоставят новое прочтение истории казачества в 20–30-х годах. Современные историки отмечают: «Было бы ошибкой трактовать коллективизацию как очередной этап расказачивания. Хотя подобные отождествления характерны для публицистики и даже историографии, они не находят подтверждения в источниках».265 Новая власть в этот период не ставила задачу репрессий против средних и беднейших слоёв казачества лишь на том основании, что это были казаки. Более того, эти слои являлись социальной опорой большевиков, да и пытаться ликвидировать свыше 2 млн. казаков, а это более 30% от общей численности южнороссийских хлеборобов, — означало нанести серьёзный ущерб сельскому хозяйству.
Постановление Северо-Кавказского крайкома ВКП (б) от 26 апреля 1930 года предписывало: «Небольшевистским и вреднейшим является настроение среди части местных работников предвзятого, недоверчивого отношения к казаку только потому, что часть казачества была обманута генералами и кулаками, участвуя в белых армиях».
В инструктивном письме крайкома ВКП(б) от 18 января 1931 года ставилась задача: «необходимо соблюдать строго классовый подход при отборе хозяйств, подлежащих выселению, и в особенности необходимо осторожное отношение к казаку-середняку, бывшему рядовому участнику белого движения». Отмечалось, что «особое внимание райпарторганизации должны уделить привлечению к обсуждению списков [выселяемых] массы казаков-колхозников, бедняков и середняков». И далее: «С особой тщательностью нужно добиться полной очистки этих районов от кулацко-белогвардейского элемента из так называемого иногороднего населения, что особенно важно в связи с наличием попыток со

264 Очерки истории и культуры казачества Юга России: коллективная монография. / Под ред. Матишова Г.Г., Тюменцева И.О. Волгоград. : Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2014. С. 236.
265 Скорик А.П. Казачество Юга России в 30-е годы XX века. Ставрополь,
2009. С. 89.

Быть может, вернёмся… 129

стороны классово-враждебных элементов истолковать лозунг партии о ликвидации кулачества, как “ликвидации казачества”, и мероприятия по выселению кулачества, как меру расказачивания».266
Руководство страны не проводило политику расказачивания, не ставило целью ликвидировать казачьи сообщества как таковые. Колхозники, как казаки, так и иногородние, в 1930-х годах имели равные права и выполняли одинаковые обязанности. Закономерным результатом колхозного строительства на Юге России стала социально-экономическая нивелировка крестьянства и казачества путём превращения представителей всех социальных групп в однородную массу колхозников.
Осталось ответить на вопрос: а что же случилось в 30-е годы с казачьими сообществами? Станицы и хутора стояли на тех же местах, населения в них в не убавилось, наоборот произошло существенное увеличение. Вывод: не следует ставить знак равенства между коллективизацией и расказачиванием. Вопреки домыслам казаки не исчезли и признавались полноправными членами советского общества. Превратившись в 30-х годах в колхозников, они остались казаками со своей культурой, бытом, менталитетом. Кампания «за советское казачество» не означала восстановления казачьих сообществ в их традиционном обличье, но была направлена на образование нового казачества как особой группы колхозного крестьянства. Она способствовала сохранению целого ряда традиционных элементов культуры, быта казачьих сообществ.
Но это была уже не та, прежняя, культура, и не тот быт. Как социально-экономическая группа казачество перестало существовать. О нём пропели горькую эмигрантскую песню:
Плывем на волю, волнам брошены,
Из ниоткуда в никуда.
Святая связь времён утрачена.
Нас больше нету, господа!
Так и остался неразрешённым вопрос: было ли насильственно уничтожено казачество или оно распалось закономерно?
В Великой Отечественной войне казаки применялись как разрозненная боевая сила. В 5-м гвардейском Донском казачьем кавалерийском корпусе, в 9-й Кубанской казачьей дивизии, в других подразделениях станичники воевали храбро, но потомственные казаки были в меньшинстве. При ведении боевых действий они уже не были отдельными элитными частями, тем паче исчезло использование в качестве верных правительству внутренних войск. Время ликвидировало эти сущностные функции казачества.
К концу XX века казачество было окончательно окрестьянено, в большинстве семей исчезли казачьи песни, пляски, одежда, не стало самобытной

266 ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 1074. Л.20.

Быть может, вернёмся… 130

архитектуры, пропал оригинальный и неповторимый язык, утеряны обычаи и традиции.
В 90-е годы казачество попыталось возродиться. За один чох стало появляться новое «казачество». Слоняющиеся по рынкам, обретающиеся в таможнях помятые лица в царской армейской форме, сразу заслужили среди народа некрасивые клички. Стало проявляться скрытое и открытое неприятие основной массы населения «нового», «современного» казачества. В движение частично пошли либо неудачники, не сумевшие занять достойное место в жизни, либо неквалифицированные и малообразованные люди. Парадность, силовые методы решения проблем, скоропалительные присвоения высоких чинов, невиданные доселе «награды», всё это не играло на руку возрождению. Один из стариков-верхнедонцев высказался: «Казак — смелый человек. Понимаете: он не боится ни огня, ни воды, и смело идет туды, куды его пошлють. А нонешние казаки... Кого не глянешь — все охвицеры, звёздочки понацепляли, а дай ему сотню — он не знает, что с ей делать».
Один из исследователей нашёл ёмкий образ: «Образовалась историческая ловушка — миллионы людей оказались в роли героев известного романа, проспавшего летаргическим сном 7 десятилетий и оказавшегося в мире, где царят иные законы, и нет ему места».267
К процессу примазались умелые политики, чистые мафиози, удачливые предприниматели, которые под флагом казачества сумели стать серьёзной силой и в бизнесе, и казачьем движении. Атаман Всевеликого Войска владеет фирмами «Охотник», «Региональная корпорация развития», «Торговый дом «Танаис». Деловым партнёром этой фирмы (по странному стечению обстоятельств) является сын губернатора. Само Войско владеет собственными компаниями: «Бекет», «КТК», «Дон», «Донрыбпром». Опять же, по удивительной схожести этим фирмам зачастую достаются по тендеру госзаказы.
Новые атаманы менялись, как картинки в калейдоскопе. Весомой ложкой дёгтя стали поспешные резолюции вновь зарождающегося казачества. Совет атаманов Союза казаков в 1990 году принял «Декларацию казачества России»: «Принятие государственных мер по совмещению административно-территориальных и этнических границ в местах проживания казаков». И прошло-то всё ничего 70 лет, а позабыли, как меняются границы… Ещё более удивительно: «Освобождение казачества от государственных налогов». Землю русский — купи, казак — получи бесплатно.
Дальше — ещё радикальнее. В 1991 году Союз казаков выступил за национально-государственное образование в составе РСФСР. Что, Врангеля ожидать с повешенным Калабуховым? Мало ставили над Доном экспериментов, которые всегда оканчивались трагедией? Ничему не научились, ничего не поняли.

267 Сергеев В.Н. Движение за возрождение казачества. / Учебное пособие для
студентов. Ростов н/Д., 1993. С. 90.

Быть может, вернёмся… 131

Зуд вольницы XVI века продолжался. В августе 1991 года Совет атаманов СКВР обратился к Президенту и Верховному Совету с требованиями немедленного вооружения казачьих формирований, восстановления территории «казачьего народа в границах, существовавших до 1917 г.», введения на территориях казачьих войск атаманского правления. Власти не спешили начинать раздачу оружия и земли членам казачьих объединений, те попытались оказать внеправовое воздействие на государственные органы. В марте 1993 года более 400 казаков окружили зал заседаний областного Совета и не выпускали депутатов, пока те не приняли решение поддержать «волеизъявление казачества Дона о восстановлении незаконно упраздненного национально-государственного образования на территории РСФСР». В сентябре казаки самовольно заняли здание бывшего Атаманского дворца, в котором работали администрация и городской Совет народных депутатов, и не пускали в него органы местной власти. Казаки Союза казаков ОВД, вооружённые автоматами, привезёнными из Приднестровья, захватили бывший Дом политпросвещения, или «дом Парамонова», который они совершенно необоснованно считали некогда принадлежавшим казачьим структурам. Обстановку с трудом стабилизировали.
Серьёзным уроком стало разделение казачества на реестровое и общественное. У каждого своя структура, атаманы, Круги. Много схожих позиций, нет единства. Тут ещё образовалось множество других казачеств. Запутаешься: Всевеликое Войско Донское, Международный союз общественных объединений Всевеликое Войско Донское, Союз казачьих войск России и зарубежья, Белоказачье движение, Союз казаков, Союз казаков России, Общественно-политическое движение «За возрождение казачества»… Даже с высшим университетским образованием невозможно вникнуть в различия их Программ и Уставов.
Позитивные сдвиги в развитии современного казачества имеются. Казачье руководство в Новочеркасске, в Ростове, в районных центрах имеет неплохие наработки в развитии казачьей культуры, в учёбе молодёжи, в попытках наладить охрану правопорядка. Законодательным Собранием Ростовской области была принята и профинансирована областная целевая Программа поддержки казачьих обществ. В Устав Ростовской области внесена глава 9 «Казачество». В Уставах многих районных муниципальных образований есть статьи «Участие казачества в решении вопросов местного значения». Президентом РФ утверждена Концепция государственной политики РФ в отношении казачества.
На сценах Домов культуры всё чаще выступают творческие казачьи коллективы. Действуют муниципальные казачьи дружины. Открыты семь кадетских корпусов, 182 казачьих школы, 127 детских садов, 14 центров дополнительного образования, где изучают быт и традиции казаков. Весьма успешно реализуется система казачьего обучения «От детского сада — до ВУЗа». Благое и нужное дело. Кадеты превращаются в символ воссоединения Российской армии, расколотой на белую и красную.
Приходилось общаться с казачьими семьями Верхнего Дона. Мальчишки с искрами в глазах надевают казачью форму, с удовольствием поют песни своих

Быть может, вернёмся… 132

предков. В станице Казанской уже более 15 лет имеется чудесный детский ансамбль «Донские узоры». Особой любовью пользуются народные коллективы: Мрыховский народный хор, агитбригада «Верхнедонье», Казанский народный хор, проводятся фестивали детского творчества «В казачьем курене». Отличный фонд экспонатов выставлен в историко-краеведческом музее Верхнедонского района.
Но вся беда в том, что это достаточно узкое социальное явление, резервы развития исчерпаны. Нужно быть реалистом и признать, что базовые слои народа уже не в состоянии возродить утраченное. Население городов, да и сельских районов, в основной массе не чувствует прочной связи с казачеством, с теми идеями, которые питали ранее казачий Дон. Жители Донского края в течение трёх поколений выросли не только вне казачьего менталитета, но и вне религиозного воспитания. Рождённое в 20-е годы поколение, которое с детских лет впитывало казачий уклад, в наши дни уже в силу возраста (75–80 лет) и процентного соотношения не может играть активной роли. Да и не прошли они в своё время жизненную казачью школу. Возрождение казачества в начале 90-х годов пало на плечи наиболее активной части общества, 25–55-летних, в силу объективных причин они лишены «казачьего духа». Они не «переварились» в казачестве со всеми его специфическими коллизиями. Этим можно объяснить проявление экстремизма, нетерпимости, самолюбования внешней атрибутикой, ссылки на весьма небесспорные «исторические факты». Сомнительный «вклад» осуществи-ли и некоторые исследователи истории казачества, которые стали идеализировать жизненный и бытовой уклад донцов в прошлом и настоящем.
Следует решить невыполнимую в нынешних условиях задачу сделать изучение традиций наших предков массовым явлением. И если уже нельзя возродить казачество, то нужно предпринять все меры, чтобы возродить хотя бы память о былом. В этом процессе без масштабной государственной поддержки не обойтись. Как видим, она уходит совсем на другие направления. В Канны на художественную выставку поехали два мальчика, которые в стеклянном кубе изображали секс меж собой. Командировочные «экспонатам», их изобретателю-«художнику» были оплачены из федерального бюджета. Да что далеко ходить, в Дубовском районном Доме культуры детям на Новый год рассказали весёлую историю о том, как папа Эфроим со своими друзьями приготовил сюрприз для своей дочери… Кто поверит, что на государственном уровне будет дана возможность массового возвращения казачьей культуры?
До сих пор нет определения понятия «возрождение казачества». Что возрождать — восстановление службы в течение всего трудоспособного возраста? Получение 15 гектаров земли для рядового казака и 1 500 для генералов? Воинское снаряжение за свой счёт? Запрет регистрации брака с неказачками? Совершенно непонятно главное, какова экономическая основа возрождения казачества. Без земельного фонда казачьи войска не более чем пустышка.
Идея возрождения на рубеже третьего тысячелетия былых казачьих войск в чистом виде с паями и привилегиями не только сомнительна и несостоятельна, но

Быть может, вернёмся… 133

и вредна, поскольку чревата тяжкими последствиями. Развитие общества по сословному пути немыслимо. Правовая и социально-экономическая система старой казачьей общины безвозвратно умерла, разговоры о возрождении общины являются утопией, в которой не учитываются реалии сегодняшней эпохи. Претензии на этническое возрождение, конструирование особой «казачьей аутентичности» опасны для самих казаков. Ибо они вступают в конфликты, как с федеральным государством, так и с неказачьим (и прежде всего русским) населением бывших казачьих областей.
Установка, имеющая своей конечной целью воскрешение утерянного «золотого века», обрекла казаков на выпадение из актуального политического процесса. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что почти никто из них не смог одержать ни одной серьёзной победы на региональных и даже на муниципальных выборах.
Будущность казаков туманна. Где те 1 200 донских казачьих песен, нигде в русском фольклоре не встречающихся, где оригинальная казачья пляска, где неповторимая архитектура казачьих станиц? Где говор, где вековые традиции, обычаи, где 18 тыс. слов казачьего языка? Всё ушло и не вернётся. Базовые слои народа уже не в состоянии возродить утраченное, отрезанную краюху не прилепишь, пущенную стрелу нельзя повернуть в лук.
Павел Поляков, казачий поэт, сочинил на чужбине пронзительные и горькие слова:
— Чьи вы?
— Чьи вы?
крикнет чибис
В степи, полымем сожжённой.
И замрёт, исполнен болью,
Крик, тоскливо-изумлённый.
— Чьи вы?
— спросят нас курганы.
Вербы, бахчи и ракиты.
И ответим:
— Мы вернулись.
Деды…
наши…
здесь зарыты…
И метнётся в небе чибис,
Дрогнет твердь в ответе грозном:
— Что?
Теперь лишь возвратились?
Поздно…
поздно…
слишком поздно…

Быть может, вернёмся… 134


ЛИТЕРАТУРА


Александровская Л.П. Судьбою связаны одной. История Сальского казачьего округа. Элиста, 2009.
Алмазов Б.А. Казачий домострой. Ростов н/Д., 2016.
Арефьев Б. Белая рысь. М., 2010.
Астапенко М.П. Донские казаки. 1550–1920. Ростов н/Д., 1992.
Бабичев Д.С. Донское трудовое казачество в борьбе за власть Советов. Изд. Ростовского ун-та. 1969.
Белоусов И.В. Власть и казачество, эволюция взаимоотношений и политического курса в XX в. М., 2002.
Богаевский А.П. Казачество и самостийность. // Кубанец. 1996. №1.
Богачев В. Очерки географии Всевеликого войска Донского. Новочеркасск, 1919.
Броневский В. Описание Донской земли, нравов и обычаев жителей. СПб., 1834.
Бугаёв А. Очерки истории гражданской войны на Дону. Ростов н/Д., 2010.
Будённый С.М. Пройденный путь. Воениздат, 1958.
Венков А.В. Атаман Краснов и Донская армия. 1918 год. М. : Вече, 2008.
Венков А.В. Вёшенское восстание. М., 2012.
Венков А.В. Донская армия. Организационная структура и командный состав 1917–1920 гг. Вып. 1. Ростов-н/Д. : Изд-во ЮНЦ РАН. 2014.
Врангель П.Н. Записки. М., 2004.
Гнеденко А.М. Гнеденко В.М. За други своя или всё о казачестве. М., 1993.
Голубинцев А.В. Потухшие искры… Ростов н/Д., 2005.
Гордеев А.А. История казаков. Золотая орда и зарождение казачества. Ч. I. М., 1991.
Гришанин П.И. Современные подходы к изучению гражданской войны. // Вопросы истории. 2009. №6.
Дедов И.И. В сабельных походах. Ростов н/Д., 1989.
Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1991.
Дронов В.А. Династия обречённых. / Сб. Генеалогия и семейная история Средней и Нижней Волги и Дона. Нижне-Волжский исторический сборник Царицынского генеалогического общества. Вып. 10. Волгоград, 2017.
Дулимов Е.И. Государство и казачество: проблемы взаимодействия. Ростов н/Д., 2000.
Евдокимов Р.Н. Казачьи войска в условиях Первой мировой. М., 2005.
Жуков Д. Ковтун И. Русские эсэсовцы в бою. М., 2009.
Золотарёв И.И. Казачье самоуправление на Дону. Ростов н/Д., 1999.
Калинин И.М. Русская Вандея. М., 1926.
Каппелер А. Казачество. История и легенды. Ростов н/Д. : Изд-во Южного федерального ун-та. 2014.
Карпенко А.Н. Донское казачество в ходе осуществления реформ второй полови-ны XIX века. М., 2008.

Быть может, вернёмся… 135

Кириенко Ю.К. Революция и донское казачество. РГУ, 1988.
Кислицын С.А. Кислицына И.Г. История Ростовской области. Ростов н/Д, 2012.
Кожанов А.П. Донское казачество в 20-х годах XX века. Ростов н/Д., 2005.
Колесов Г.С. Белый снег. Ростов н/Д., 2002.
Королёв В.Н. Старые Вёшки: повествование о казаках. Ростов н/Д., 1991.
Котельников Евлампий. Историческое сведение Войска Донского о Верхне-Курмоярской станице. Новочеркасск, 1886.
Кравченко С.С. Казачье самоуправление в годы гражданской войны 1917–1920 гг. Кропоткин, 2008.
Краснов П.Н. От двуглавого орла к красному знамени. М., 2000.
Кривенко М.В. Массовый террор в России и на юге государства в 1918–1920 гг. Пятигорск, 2007.
Крикунов П. Донские казаки. Между Гитлером и Сталиным. М., 2005.
Крюков П.Ф. К Донским казакам-националистам. // Вольный Дон. София, 1938.
№2.
Кушер Ю.Л. Вооруженные формирования Белого движения на Юге России. М., 2005.
Марков В.К. Крестьяне на Дону. / Сб. Областного Статистического комитета. Новочеркасск, 1911 г. Вып. 11.
Мининков Н.А. Донской историк есаул Евлампий Никифорович Кательников. Ростов н/Д., 2001.
Миронов Ф. Тихий Дон в 1917–1921. Документы и материалы. М., 1997.
Небратенко Г.Г. Куксенко Е.И. Теория и история обычного права Донских казаков. Ростов н/Д., 2010.
Новак Л. Фрадкина Н. Как у нас-то было на тихом Дону. Ростов н/Д., 1984.
Пантелеев Е.В. Верхнедонские округа: проблемы социально-политического и экономического развития. 1918–1927 гг. Волгоград, 2005.
Пеньковский Д.Д. Эмиграция казачества и её последствия (1920–1945 гг.) М. : Нац. ин-т бизнеса, 2006 г.
Савельев Е.П. Древняя история казачества. М., 2002.
Сватиков С.Г. Россия и Дон (1549–1917). Ростов н/Д. : «Ростовкнига», 2013.
Ригельман А.И. История о донских казаках. Ростов н/Д. : Ростовское кн. из-во. 1992.
Родин Г.Г. Продовольственный плацдарм революции. Волгоград, 2010.
Рыжкова Н.В. Донское казачество в войнах начала века. М. : Вече, 2015.
Сполох С. История одной казачьей станицы. М. : РИЦ МО РФ, 2005.
Тимофеев Н.С. Война и судьбы. Невинномысск, б/г.
Тимощенков И.В. Общественный быт и народные обычаи Казанской станицы. / Труды Областного войска Донского Статистического комитета. Вып 2.
Новочеркасск, 1874 г.
Трут В.П. Казачество России в период революций 1917 года и на начальном этапе гражданской войны. Ростов н/Д., 2005.

Быть может, вернёмся… 136

Трут В. П. Этносоциальная характеристика казачества начала ХХ века. Ростов-н/Д., 1997.
Улитин В.Г. За курганом… Ростов н/Д., 2000.
Футорянский Л.И. Казачество в огне Гражданской войны. // Вестник Оренбургс-кого государственного университета, 2002. №2.
Хаткевич Ю.В. Вооруженные формирования Всевеликого войска Донского в 1918–1920 гг. Москва, 2009.
Хмелевский К.А. Хмелевский С.К. Буря над тихим Доном. Ростов н/Д., 1984.
Щелкунов С.З. Область войска Донского. Краткий географический очерк. Новочеркасск, 1912.
Шкуро А.Г. Записки белого партизана. М. : Молодая гвардия. 1994.
Жуковский районный музей краеведения. Историческая справка М.А. Данилова.
Земля Донскаго Войска. Список заселённых мест. СПб., 1864.
Исторические и статистические описания станиц и городов Области войска Донского… в 1900 году. / Сост. Балуев П.С. Новочеркасск, 1900.
История Дона. / Под. ред. Пронштейна А.П. Ростов н/Д., 1973.
Казаки в войнах России. / Сб. под. ред. Игнатьева Б.Б. М., 1999.
Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. / Под ред. Акентьева Л.С. Ростов н/Д., 1992.
Казачий Дон. / Под ред. Озерова А.А., Венкова А.В. М., : «Яуза», 2010.
Казачий словарь-справочник. Т. 1–3. / Сост. Губарев Г.В. Сан-Ансельмо, США, 1968.
Как у нас-то было на Тихом Дону. / Под ред. Новак Л., Фрадкиной Н.,
Мовчан А. ОАО Ростовкнига, 2014.
Картины былого Дона. Т. 2. / Ред. Мурин В.Б. М., 1992.
Народы Дона. / Под ред. Бедрик А.И. Ростов н/Д., 2011.
Новочеркасское казачье юнкерское училище. Краткая историческая записка.
/ Сост. Кострюков И.Т. Новочеркаск, 1901.
Памятные книжки войска Донского на 1866–1916 гг. Новочеркасск.
Очерки истории и культуры казачества Юга России: коллективная монография.
/ Под ред. Г.Г. Матишова, И.О. Тюменцева. Волгоград : Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2014.
Российское зарубежье во Франции. 1919–2000. / Биогр. словарь под. общ. ред.
Л. Мнухина. Т. 3. Изд. : Дом-музей Марины Цветаевой, 2008–2010.
Сборники Областного войска Донского Статистического Комитета. Новочеркасск, 1909, 1914–1915 гг.
Сведения о казачьих общинах на Дону. Материалы по обычному праву, собран-ные Михаилом Харузиным / Под ред Небратенко Г.Г., Филиппова К.С. Ростов н/Д. : ООО «Издательство Артель», 2010.
Трагедия казачества. М.: Молодая гвардия. 1994.
Труды областного войска Донского Статистического Комитета. Вып. 2. Новочер-касск, 1874.

Быть может, вернёмся… 137

 

СОДЕРЖАНИЕ

Кто мы, откуда мы? _______________________________ стр. 1
На заре___________________________________________ стр. 10
Из века в век_____________________________________ стр. 13
Тупым концом бей!_________________________________ стр. 24
Нет уж волюшки той, что при дедах была____________ стр. 42
Страна Казакия____________________________________ стр. 60
А теперь ты, Дон, всё мутён течёшь_________________стр. 73
Смута ____________________________________________ стр. 78
За Русь святую? За власть Советов? ________________стр. 88
В коловерти _______________________________________стр. 93 
Дон онемел от ужаса ______________________________ стр. 104
«Эскадроны бегут без оглядки, унося мертвецов
на рыси»__________________________________________ стр. 113
Неизбежность______________________________________ стр. 122

Категория: Национальный вопрос | Добавил: kazak29 (2019-05-02)
Просмотров: 356 | Рейтинг: 0.0/0