Северо-Двинская областная
общественная организация казаков
"Союза Казаков" России
(Архангельска и Архангельской области)
19:55:47 Казачество на севере |
Казачество на севере
Мы все хорошо помним названия великих южнорусских рек Волга, Дон, Кубань. Знаем, в районах этих рек жили и живут гордые сыны России – казаки. Но мало кто знает, как они появились и стали охранять южные рубежи России, каким образом они неразрывно связаны с поморским севером. В 1374 году еще до свержения монголо – татарского ига неизвестными русскими была разрушена и разграблена столица Золотой Орды г. Сарай (150 км. по Волге выше Астрахани). Кто же такие были эти неизвестные русские, которые наголову разбили золотоордынцев в их столице? Из старых летописей становится известно про ушкуйников, которые являлись жителями Русского Севера (исследования профессора Новгородского Государственного университета Василия Федоровича Андреева и историка Александра Широкорада). В частности они отмечают, что еще в 19 веке русские лингвисты выяснили, что наречие ушкуйников очень схоже с языком донских и волжских казаков, а он в свою очередь схож с языком северных жителей России – поморов. Так что по этой теории ушкуйников (жителей Поморья) можно считать предками донских казаков, которые являются старейшим казачьим войском. Еще одним доказательством общности жителей поморья и казаков (кстати, и те и другие не знали крепостного права и были отличными мореходами) является их постоянное пересечение в Российской истории в самые судьбоносные ее моменты. Вот некоторые из них. На юге Архангельской области в Котласском районе находится знаменитый Сольвычегодск – вотчина Строгановых, которые наняли атамана Ермака на службу, а потом оснащали для похода в Сибирь. А под Красноборском находится Солониха – солеварница, некогда также принадлежавшая Строгановым. По преданиям, за ней стоял Ермак, пока договаривался с именитыми купцами о наеме. Именно с этим связаны наименования в месте под названием Шеломя, Ермаков бор, Ермаков склон, Ермакова гора, деревня Ермачиха и др. В Виноградовском районе находится предполагаемая родина Ермака – село Борок, состоящее из ряда деревень. Одна из которых, Городок, и является местом рождения покорителя Сибири. Ранее существовало три версии происхождения легендарного атамана. Первая – он донской казак и родился на Дону. Вторая – он уроженец Пермских земель, третья – он уроженец Северного Подвинья. То, что он был донской казак, сомнений не вызывает, но для этого совсем не обязательно в то время было рождаться на Донской земле. Наиболее сильных, умных, смелых и предприимчивых могли принять не только в казаки, но и в атаманы. Известно, что по окончании Ливонской войны отличившийся в боях Ермак вступил в казаки. Но ничего удивительного нет, вспомним хотя бы про Атласова, Дежнева, Хабарова, которые также являются гордостью казачества, а родились у нас. Большинство из них являются уроженцами Сольвычегодска. Опять же вотчины Строгановых. Поэтому неудивительно, что перед походом в Сибирь Ермак решил пополнить свой казачий отряд «охочими людьми» с Подвинья. Посещал ли свою историческую родину Ермак, пока готовился к походу в Сибирь, остается тайной. Известен также такой факт, что перед войной 1812 года у нас на севере был пополнен северянами Ямской казачий полк, который покрыл себя славой в войне с Наполеоном и в 1813 году после победы был расформирован. Его бойцы северяне после этого были поверстаны в казаки и жили со своими семьями на Дону. Поэтому символично, что покровитель города Архангельска Святой Архангел (Архистратиг) Михаил, был так же исконным небесным покровителем Уральского (Яицкого) Казачьего Войска. В его честь был назван основной Войсковой храм г. Уральска – Михайло – Архангельский собор, освященный в 1750 году (у нас в городе идет строительство возрождаемого Михайло – Архангельского собора), а день 21 ноября (8 ноября по старому стилю) праздник Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, который известен в народе под названием Михайлов день – был праздником Уральского казачества. Можно добавить, что темы казачества на Севере приобретают все большую актуальность. Ими начинает интересоваться столичная научная общественность. Поэтому северянам, как потомкам Ермака, Баранова, Атласова, Хабарова, Дежнева, есть чем гордиться и к чему стремиться. Поэтому хочется пригласить к сотрудничеству тех людей нашего Северного края кому не безразлично будущее своих детей, нашей страны и ее дальнейшее развитие и процветание. Тем кто разделяет девиз казачества За Веру, Соборность, Отечество и кому близки идеи настоящего, а не показного патриотизма.
Слава Богу, что мы казаки! Да хранит всех Господь! Есаул Архангельского городского казачьего общества В.В. Свирякин |
|