Северо-Двинская областная
общественная организация казаков
"Союза Казаков" России
(Архангельска и Архангельской области)
Новости [269] |
Приказы [8] |
Поздравления [77] |
Атаман СДООК СКР Горкин Александр Ильич
моб. тел. +7 921 472 5153
Эл.почта - kazak-029@mail.ru
Группа АГКО СДООК СКР ВКонтакте
Группа Вместе с казаками ВКонтакте
Группа Котласский казачий отдел СДООК СКР ВКонтакте
Контакты: моб./вайбер: 8-911-672-2126; моб.8-902-707-8622
00:22:50 Сведения об Евфимии Архангелогородском | |
Слава Богу, казаки! В храме Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, что на подворье Соловецкого монастыря, теперь будет находиться икона Евфимия Архангелогородского. Скоро будет торжественное освящение иконы, о дате и времени которого будет сообщено дополнительно. Дай Господи, чтоб наше с Вами начинание в деле восстановления должной памяти и почитания в Архангельске святого Евфимия, милостью Божией, стало по-настоящему общегородским. Всем казакам Архангельского городского казачьего отдела СДООК огромное спасибо за участие в сборе средств на приобретение этой иконы. Храни Вас Господь Бог и Пресвятая Богородица! Атаман СДООК Горкин А.И.
Сведения об Евфимии Архангелогородском из книги о. Николая Ткачука «Храм Вознесения Господня на острове Андрианов»
Небесным покровителем города Архангельска издавна почитается святой Архистратиг Михаил, в честь которого и получил свое имя наш город. Вошло в традицию праздновать 21 ноября, в Михайлов день, «именины города». Однако, у города Архангельска, помимо Архангела Михаила, есть еще один небесный покровитель. Это преподобный Евфимий Архангелогородский. Сведений о жизни преподобного Евфимия Архангелогородского практически не сохранилось. Известно, что родом он был из села Вознесения, и с 1585 по 1589 гг. (по другим данным, он жил гораздо раньше и умер в 1523 г.) был игуменом Михайло-Архангельского монастыря. До нас не дошло ни воспоминаний, ни свидетельств о его земном житии. Хотя можно предполагать, что он отличался строгой подвижнической жизнью. «Жизнь свою сотворил еси в молитвах и пощении, законно препроводил еси, отче, в безстрастие облечеся, плоти мудрования смирив крепостию Божественнаго Духа» - так в каноне преподобному Евфимию Архангелогородскому говорится о его земном житии. За это по преставлении своем преподобный Евфимий был прославлен от Господа многочисленными чудесами. Ибо сказал Господь: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10.32). Обретение мощей преподобного Евфимия Архангелогородского произошло 7 июля 1647 г. В этот день на дворе архангельского воеводы, боярина Юрия Петровича Буйносова-Ростовского кузнец из Холмогор Евстафий Трофимов рыл яму для установки кузнечного горна. Он углубился в землю всего-навсего на локоть, когда неожиданно оттуда показалась деревянная крышка. Кузнец решил, что нашел сундук с кладом. Но, к его разочарованию, находка оказалась старинным гробом. «Вот-те и барыш»! — только и мог вымолвить раздосадованный Евстафий. Тогда он стал насмехаться над усопшим: «Вставай, помогай копать!» и попытался просунуть руку под крышку гроба. За этот кощунственный поступок Евстафия внезапно начало трясти, как в сильной лихорадке, а от резкой слабости он не мог даже пошевельнуться («ослабел весь, стало его трясти, руки отнялись»). Тогда он понял, что наказан за непочтительное отношение к неизвестному подвижнику, который лежал в найденном им гробу, и принялся горько оплакивать свой поступок. Но исцелился Евстафий только после того, как по повелению боярина Буйносова-Ростовского, узнавшего о причине болезни своего слуги, была совершена панихида по неведомому угоднику Божию. Это было первое из чудес преподобного Евфимия Архангелогородского. Воевода Буйносов-Ростовский стал первым почитателем памяти святого Евфимия. Между прочим, это было связано еще с одним чудом, которое произошло с его собственной женой. В то самое время, когда кузнец Евстафий нашел мощи неизвестного подвижника, жена воеводы, «сидя в своей горнице, внезапно будто в исступление впала и услышала некий голос, который сказал: «На том месте, где кузнец древо наковальное водружает, лежит человек неведомый». И слышит другой голос, первому отвечающий: «Лежит там не простой человек, но человек праведный». Проснувшись, женщина сочла это за бесовское наваждение. Поэтому поскорее перекрестилась и даже плюнула на землю, проклиная сатану. После этого «внезапно напал на нее страх и ужас, и начала голова странно дергаться». Тогда-то догадалась боярыня, что видение ее было не от лукавого, но от Бога. Она поспешила исправить свою ошибку тем, что «пошла к обретенному гробу, кланяясь, просила прощения, пропела панихиду и — выздоровела». После такого чуда, случившегося в его собственном доме, князь Юрий Петрович сделался ревностным почитателем преподобного Евфимия. Стараниями его гроб с мощами преподобного был перенесен в находившуюся недалеко от места их обретения деревянную церковь в честь Праздника Происхождения честных древ Креста Господня. Между прочим, храм этот был построен на том месте, где до пожара 1636 г. находились церкви Михайло-Архангельского монастыря. Тогда же мощи преподобного из старого гроба переложили в новую деревянную раку. При этом также совершилось несколько знаменательных чудес. Некий Михаил Медведкин, скептически отнесшийся к почитанию неведомого чудотворца, потерял рассудок. Он исцелился от навязчивых страшных видений только после слезного молитвенного обращения к тому, над кем только что недоверчиво посмеивался. А страдавший 10 лет неизлечимой болезнью ног вдовый священник Воскресенской церкви Дмитрий Козьмин получил исцеление после того, как отстоял Божественную Литургию у его гроба. «У гроба преподобного совершались молебны со звоном и панихиды, местное духовенство с усердием исполняло беспрерывное торжественное почитание новоявленного чудотворца». Несмотря на множество чудес, совершавшихся от мощей преподобного, имя его около двух лет оставалось неизвестным. Пока сам он в 1649 г. не открыл его послушнику Михайло-Архангельского монастыря Косме Игнатьеву. Тот, в числе других послушников, был отправлен на рыбный промысел. Но внезапно так тяжело заболел, что лежал в беспамятстве, близкий к смерти, без всякой надежды на человеческую помощь. И тогда, как вспоминал позднее сам Косма, «вижу — вошел старец ко мне, брада седа вполовину. И сказал ми: «Тяжело болеешь. Молись Богу и призови на помощь лежащего во гробе у Происхождения Честнаго Креста Господня». И я сказал: «Господин, не знаю я имени его». Он же сказал: «Имя мне Евфимий, а родом из Вознесения». И стал невидим». Помолившись преподобному Евфимию, послушник Косма поправился. А о происшедшем с ним чуде рассказал, вернувшись в монастырь, игумену его, Антонию. Благодаря этому чуду и стало известно имя преподобного Евфимия Архангелогородского. «Евфимием из града Архангельского» назвал он себя, явившись и некоторым другим людям. Например, жительнице Емецкого погоста, Ксении, которая долгое время страдала от лихорадки, и, с верой помолившись преподобному Евфимию, выздоровела. О том, как выглядел преподобный Евфимий, также известно из рассказов исцеленных им людей. Они описывали его, как «человека светлотою одеянного, власы чермены, брада в просед велика, возрастом велик же». Или, как «старца с постным лицом, борода с проседью невелика, в багряной ряске». Таким он и изображался на иконах. В 1644 г. монахом Михайло-Архангельского монастыря Иосифом были собраны свидетельства о многочисленных исцелениях, совершавшихся от гробницы преподобного Евфимия Архангелогородского. В 1650 г., по повелению Новгородского митрополита Никона (будущего Святейшего Патриарха) игумен Антониево-Сийского монастыря преподобный Феодосий произвел освидетельствование его мощей. При этом «были найдены кости, а расследование чудотворений убедило в святости преподобного, который признан на игумена Михайло-Архангельского Евфимия». Тогда же, вероятно, тем же Феодосием, ему была составлена церковная служба (ее текст можно найти в январском томе Богослужебных Миней издания 1983 года, а также в книге архимандрита Никодима (Кононова) «Древнейшие Архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании») и написана его икона. Тропарь и кондак ему, заимствованные из текста этой
| |
|