Приветствую Вас Гость!
Пятница, 2024-11-22, 18:17:42
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Контактная информация

Реклама наших казаков

Дмитрий Олейник

  • Монтаж систем видеонаблюдения, онлайн видеонаблюдения.
  • Усиление 3G/4G интернета сотовых операторов (МТС, Мегафон, Билайн, Теле2, Йота)
  • Усиление сигнала сотовой связи.

Контакты: моб./вайбер: 8-911-672-2126; моб.8-902-707-8622

Статистика

Донская икона Божьей Матери

Календарь

«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Поиск

Друзья сайта

Главная » 2017 » Апрель » 1 » Сведения об Евфимии Архангелогородском
00:22:50
Сведения об Евфимии Архангелогородском

                Слава Богу, казаки! В храме Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, что на подворье Соловецкого монастыря, теперь будет находиться икона Евфимия Архангелогородского. Скоро будет торжественное освящение иконы, о дате и времени которого будет сообщено дополнительно. Дай Господи, чтоб наше с Вами начинание в деле  восстановления должной памяти и почитания в Архангельске святого Евфимия, милостью Божией, стало по-настоящему общегородским. Всем казакам Архангельского городского казачьего отдела СДООК огромное спасибо за участие в сборе средств на приобретение этой иконы. Храни Вас Господь Бог и Пресвятая Богородица!

Атаман СДООК Горкин А.И.

Сведения об Евфимии Архангелогородском из книги о. Николая Ткачука «Храм Вознесения Господня на острове Андрианов»

 

          Небесным покровителем города Архангельска издавна почитается святой Архистратиг Михаил, в честь которого и получил свое имя наш город. Вошло в традицию праздновать 21 ноября, в Михайлов день, «именины города». Однако, у города Архангельска, помимо Архангела Михаила, есть еще один небесный покровитель. Это преподобный Евфимий Архангелогородский. Сведений о жизни преподобного Евфимия Архангелогородского практически не сохранилось. Известно, что родом он был из села Вознесения, и с 1585 по 1589 гг. (по другим данным, он жил гораздо раньше и умер в 1523 г.) был игуменом Михайло-Архангельского монастыря. До нас не дошло ни воспоминаний, ни свидетельств о его земном житии. Хотя можно предполагать, что он отличался строгой подвижнической жизнью. «Жизнь свою сотворил еси в молитвах и пощении, законно препроводил еси, отче, в безстрастие облечеся, плоти мудрования смирив крепостию Божественнаго Духа» - так в каноне преподобному Евфимию Архангелогородскому говорится о его земном житии. За это по преставлении своем преподобный Евфимий был прославлен от Господа многочисленными чудесами. Ибо сказал Господь: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10.32). Обретение мощей преподобного Евфимия Архангелогородского произошло 7 июля 1647 г. В этот день на дворе архангельского воеводы, боярина Юрия Петровича Буйносова-Ростовского кузнец из Холмогор Евстафий Трофимов рыл яму для установки кузнечного горна. Он углубился в землю всего-навсего на локоть, когда неожиданно оттуда показалась деревянная крышка. Кузнец решил, что нашел сундук с кладом. Но, к его разочарованию, находка оказалась старинным гробом. «Вот-те и барыш»! — только и мог вымолвить раздосадованный Евстафий. Тогда он стал насмехаться над усопшим: «Вставай, помогай копать!» и попытался просунуть руку под крышку гроба. За этот кощунственный поступок Евстафия внезапно начало трясти, как в сильной лихорадке, а от резкой слабости он не мог даже пошевельнуться («ослабел весь, стало его трясти, руки отнялись»). Тогда он понял, что наказан за непочтительное отношение к неизвестному подвижнику, который лежал в найденном им гробу, и принялся горько оплакивать свой поступок. Но исцелился Евстафий только после того, как по повелению боярина Буйносова-Ростовского, узнавшего о причине болезни своего слуги, была совершена панихида по неведомому угоднику Божию. Это было первое из чудес преподобного Евфимия Архангелогородского. Воевода Буйносов-Ростовский стал первым почитателем памяти святого Евфимия. Между прочим, это было связано еще с одним чудом, которое произошло с его собственной женой. В то самое время, когда кузнец Евстафий нашел мощи неизвестного подвижника, жена воеводы, «сидя в своей горнице, внезапно будто в исступление впала и услышала некий голос, который сказал: «На том месте, где кузнец древо наковальное водружает, лежит человек неведомый». И слышит другой голос, первому отвечающий:  «Лежит там не простой человек, но человек праведный». Проснувшись, женщина сочла это за бесовское наваждение. Поэтому поскорее перекрестилась и даже плюнула на землю, проклиная сатану. После этого «внезапно напал на нее страх и ужас, и начала голова странно дергаться». Тогда-то догадалась боярыня, что видение ее было не от лукавого, но от Бога. Она поспешила исправить свою ошибку тем, что «пошла к обретенному гробу, кланяясь, просила прощения, пропела панихиду и — выздоровела». После такого чуда, случившегося в его собственном доме, князь Юрий Петрович сделался ревностным почитателем преподобного Евфимия. Стараниями его гроб с мощами преподобного был перенесен в находившуюся недалеко от места их обретения деревянную церковь в честь Праздника Происхождения честных древ Креста Господня. Между прочим, храм этот был построен на том месте, где до пожара 1636 г. находились церкви Михайло-Архангельского монастыря. Тогда же мощи преподобного из старого гроба переложили в новую деревянную раку. При этом также совершилось несколько знаменательных чудес. Некий Михаил Медведкин, скептически отнесшийся к почитанию неведомого чудотворца, потерял рассудок. Он исцелился от навязчивых страшных видений только после слезного молитвенного обращения к тому, над кем только что недоверчиво посмеивался. А страдавший 10 лет неизлечимой болезнью ног вдовый священник Воскресенской церкви Дмитрий Козьмин получил исцеление после того, как отстоял Божественную Литургию у его гроба. «У гроба преподобного совершались молебны со звоном и панихиды, местное духовенство с усердием исполняло беспрерывное торжественное почитание новоявленного чудотворца». Несмотря на множество чудес, совершавшихся от мощей преподобного, имя его около двух лет оставалось неизвестным. Пока сам он в 1649 г. не открыл его послушнику Михайло-Архангельского монастыря Косме Игнатьеву. Тот, в числе других послушников, был отправлен на рыбный промысел. Но внезапно так тяжело заболел, что лежал в беспамятстве, близкий к смерти, без всякой надежды на человеческую помощь. И тогда, как вспоминал позднее сам Косма, «вижу — вошел старец ко мне, брада седа вполовину. И сказал ми: «Тяжело болеешь. Молись Богу и призови на помощь лежащего во гробе у Происхождения Честнаго Креста Господня». И я сказал: «Господин, не знаю я имени его». Он же сказал: «Имя мне Евфимий, а родом из Вознесения». И стал невидим». Помолившись преподобному Евфимию, послушник Косма поправился. А о происшедшем с ним чуде рассказал, вернувшись в монастырь, игумену его, Антонию. Благодаря этому чуду и стало известно имя преподобного Евфимия Архангелогородского. «Евфимием из града Архангельского» назвал он себя, явившись и некоторым другим людям. Например, жительнице Емецкого погоста, Ксении, которая долгое время страдала от лихорадки, и, с верой помолившись преподобному Евфимию, выздоровела. О том, как выглядел преподобный Евфимий, также известно из рассказов исцеленных им людей. Они описывали его, как «человека светлотою одеянного, власы чермены, брада в просед велика, возрастом велик же». Или, как «старца с постным лицом, борода с проседью невелика, в багряной ряске». Таким он и изображался на иконах. В 1644 г. монахом Михайло-Архангельского монастыря Иосифом были собраны свидетельства о многочисленных исцелениях, совершавшихся от гробницы преподобного Евфимия Архангелогородского. В 1650 г., по повелению Новгородского митрополита Никона (будущего Святейшего Патриарха) игумен Антониево-Сийского монастыря преподобный Феодосий произвел освидетельствование его мощей. При этом «были найдены кости, а расследование чудотворений убедило в святости преподобного, который признан на игумена Михайло-Архангельского Евфимия». Тогда же, вероятно, тем же Феодосием, ему была составлена церковная служба (ее текст можно найти в январском томе Богослужебных Миней издания 1983 года, а также в книге архимандрита Никодима (Кононова) «Древнейшие Архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании») и написана его икона. Тропарь и кондак ему, заимствованные из текста этой
службы, помещены также в 6 томе житий русских святых, изданных Свято-Троицким Ново-Голутвиным монастырем. До начала XVIII века мощи Евфимия Архангелогородского находились в храме Происхождения Честных Древ Креста Господня. При этом «целые селения с духовенством во главе, приходили и совершали молебствия у раки преподобного Евфимия, имя которого стало всюду известным». Впоследствии на этом месте была построена другая церковь — в честь Архистратига Божия Михаила, где были положены мощи преподобного. Между прочим, она находилась в непосредственной близости от Свято-Троицкого кафедрального собора — главного храма города Архангельска. Так неразрывно переплелось почитание в Архангельске обоих его небесных покровителей — Архангела Михаила и преподобного Евфимия Архангелогородского. Однако в XVIII веке сподвижником Петра I, архиепископом Холмогорским и Важеским Афанасием (Любимовым), была предпринята попытка упразднить почитание преподобного Евфимия. По данным В. Верюжского, «в 1683 г. Афанасием было запрещено церковное чествование памяти преподобного Евфимия в Архангельске». Впрочем, вряд ли архиепископ сделал это по неверию в его святость. Скорее всего, по причинам совсем иного рода. В борьбе со старообрядчеством, которую вел на Севере этот архипастырь, аргументом не в его пользу оказывалось то, что при обретении мощей преподобного Евфимия пальцы его правой руки были сложены в двуперстное крестное знамение. Разумеется, что креститься иначе человек, живший в 16 веке, просто-напросто не мог. Поэтому и на старинных иконах Евфимия Архангелогородского изображали с двуперстным сложением руки для крестного знамения. Безусловно, что на пример преподобного Евфимия не могли не ссылаться старообрядцы, как на доказательство своей правоты. Поэтому архиепископ Афанасий был вынужден запретить церковное чествование его памяти. Известно, что «гробница и иконы преподобного Евфимия существовали еще в 1683 г., вследствие чего преосвященный Афанасий требовал «все подлинное писание» о преподобном прислать к нему в Холмогоры». А «в 1684 г. в Холмогорском архиерейском доме находилась железная решетка, что была у Архангельского города в церкви Архангела Михаила у гроба Евфимиева». Упразднение церковного чествования памяти преподобного Евфимия по указанным выше причинам привело к тому, что в «Архангельском Патерике» архимандрита Никодима (Кононова) преподобный Евфимий Архангелогородский ошибочно отождествлен с другим северным чудотворцем — преподобным Евфимием Корельским. Со временем исчезло даже место, где был похоронен преподобный. «При перестройке церкви Происхождения Честнаго Креста и Архистратига Михаила место погребения Евфимия было скрыто». Но все-таки, память преподобного Евфимия продолжала почитаться северянами. Особенно — старообрядцами. В современных старообрядческих церковных календарях днем памяти преподобного Евфимия Архангелогородского является 20 января. К нему обращались в молитвах люди из разных уголков Севера: Холмогор, Мезени, Емецка. Он исцелял безнадежных больных, спасал терпящих крушение на море, являясь на корме судна посреди бушующих волн. Даже от земли, взятой от его гроба, совершались исцеления — «облежащая персть святаго твоего гроба камене сапфира дражайши, отче, показася, целебна бо и чудотворива, и паче злата верными разделяема». Есть немало свидетельств и об исцелениях детей по молитвам к преподобному Евфимию Архангелогородскому. Так, младенец Иван Буйносов, страдавший опухолью лица, был принесен родителями к гробнице преподобного Евфимия, и, к их великой радости, совершенно поправился. А одиннадцатилетняя слепая девочка София Морозова, племянница серебряных дел мастера Еремея Нестерова, прозрела после того, как однажды, отходя ко сну, по-детски горячо помолилась святому Евфимию, чтобы он вылечил ее. Продолжавшееся народное почитание преподобного Евфимия Архангелогородского было прервано революцией и последовавшими за нею гонениями на Православную веру. В настоящее время мощи преподобного Евфимия Архангелогородского утрачены. Нет и храма, где они когда-то находились. На том месте, слева от здания Гостиного двора, где стояла когда-то Михайло-Архангельская церковь, сейчас разбит сквер. Однако память о небесном покровителе г. Архангельска — преподобном Евфимии Архангелогородском в настоящее время возвращается к нам. Возможно, что, как некогда в минувшие времена, так и во времена нынешние, православные архангелогородцы будут обращаться к нему с такими словами: «хранитель буди отечеству своему всегда, преподобне отче Евфимие, избавляя сие отглада же и пагубы, да, твоими к Богу молитвами избавльшеся вси, яко заступника тя почитаем». Память преподобного Евфимия Архангелогородского совершается 20 января по старому стилю (по новому стилю — 2 февраля).

 

 

Категория: Новости | Просмотров: 676 | Добавил: kazak29 | Рейтинг: 0.0/0